Печь на Руси считалась не только источником тепла и уюта, но и сердцем дома. Самой распространенной была русская печь, кирпичная или глинобитная. Однако в конце XVI века появились европейские изразцовые печи.
Они выполняли уже не только отопительную, но и декоративную функцию. Печи облицовывали изразцами — керамическими плитками специальной коробчатой формы. Лицевая поверхность изразцов могла быть гладкой или рельефной, иногда имела покрытие глазурью. На них часто изображались сюжетные композиции, цветочные узоры.
В XVIII веке Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью синим кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.
Отопительная система в домах Сарепты была немецкого или голландского каминно-обогревательного типа, с горизонтальными или вертикальными ходами-колодцами и с топками на первом этаже. Обогревательные печи на первом и втором этажах облицовывали изразцами. Изразцы, плитки и каминное лепное обрамление производил местный керамический завод Ниденталя. Изготовление изразцов — сложный процесс, в котором участвовали мастера, имевшие опыт обжигания кирпича.
Слово «изразец» произошло от древне-русского «образец» — так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Само искусство архитектурной керамики имеет давнюю историю, корни его уходят во времена Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии.
Для производства печных изразцов использовали деревянные формы, а румпу (ножку) изразца делали вручную или с помощью гончарного круга. Румпа — это один из самых больших и важных «секретов» изразца. Именно благодаря наличию румпы изразец не просто приклеивается на поверхность печи или камина, а монтируется при помощи проволоки, что повышает надежность крепления.
Керамику в Сарепте традиционно раскрашивали в синие, белые, зеленые и желтые тона с растительным орнаментом. Каминные и печные изразцы обнаружили при раскопках на месте завода Ниденталя. На них прекрасно сохранилась эмалевая поверхность и яркие цвета.
Они выполняли уже не только отопительную, но и декоративную функцию. Печи облицовывали изразцами — керамическими плитками специальной коробчатой формы. Лицевая поверхность изразцов могла быть гладкой или рельефной, иногда имела покрытие глазурью. На них часто изображались сюжетные композиции, цветочные узоры.
В XVIII веке Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью синим кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.
Отопительная система в домах Сарепты была немецкого или голландского каминно-обогревательного типа, с горизонтальными или вертикальными ходами-колодцами и с топками на первом этаже. Обогревательные печи на первом и втором этажах облицовывали изразцами. Изразцы, плитки и каминное лепное обрамление производил местный керамический завод Ниденталя. Изготовление изразцов — сложный процесс, в котором участвовали мастера, имевшие опыт обжигания кирпича.
Слово «изразец» произошло от древне-русского «образец» — так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Само искусство архитектурной керамики имеет давнюю историю, корни его уходят во времена Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии.
Для производства печных изразцов использовали деревянные формы, а румпу (ножку) изразца делали вручную или с помощью гончарного круга. Румпа — это один из самых больших и важных «секретов» изразца. Именно благодаря наличию румпы изразец не просто приклеивается на поверхность печи или камина, а монтируется при помощи проволоки, что повышает надежность крепления.
Керамику в Сарепте традиционно раскрашивали в синие, белые, зеленые и желтые тона с растительным орнаментом. Каминные и печные изразцы обнаружили при раскопках на месте завода Ниденталя. На них прекрасно сохранилась эмалевая поверхность и яркие цвета.