Характерный изразец с восточным узором — элемент декора, выброшенный во время реставрации, находится в разделе, где собраны факты активности мусульман Российской империи в жизни Санкт-Петербурга.
XIX век отмечен всплеском активности поборников ислама: строительство мечетей, школ, медресе, больниц, приютов разворачивалось по всей России. Инициировали и спонсировали новые стройки татарские промышленники и купцы. Санкт-Петербург как российская столица и многоконфессиональный город с большой мусульманской общиной также был вовлечен в это движение.
В Санкт-Петербурге в то время не было мечети, несмотря на многочисленные просьбы мусульман, городские чиновники находили причины для отказов. Участок под строительство был выделен в 1906 году только после обращения лично Эмира Бухарского, которому в этот год Николай II пожаловал орден Святого Апостола Андрея Первозванного за заслуги перед Российской империей.
XIX век отмечен всплеском активности поборников ислама: строительство мечетей, школ, медресе, больниц, приютов разворачивалось по всей России. Инициировали и спонсировали новые стройки татарские промышленники и купцы. Санкт-Петербург как российская столица и многоконфессиональный город с большой мусульманской общиной также был вовлечен в это движение.
В Санкт-Петербурге в то время не было мечети, несмотря на многочисленные просьбы мусульман, городские чиновники находили причины для отказов. Участок под строительство был выделен в 1906 году только после обращения лично Эмира Бухарского, которому в этот год Николай II пожаловал орден Святого Апостола Андрея Первозванного за заслуги перед Российской империей.
Для сбора пожертвований мусульмане создали специальный комитет, и денег собрали немало, хотя никто и не скрывал впоследствии, что большая часть необходимой суммы принадлежала самому хану Сеиду Абдулахаду.
Официальную закладку фундамента приурочили к юбилейному дню — 10 февраля 1910 года исполнялось четверть века, как Сеид Абдулахад стал Эмиром Бухарским. Авторами проекта мечети были известные российские архитекторы Степан Кричинский, Александр Гоген и Николай Васильев.
Официальную закладку фундамента приурочили к юбилейному дню — 10 февраля 1910 года исполнялось четверть века, как Сеид Абдулахад стал Эмиром Бухарским. Авторами проекта мечети были известные российские архитекторы Степан Кричинский, Александр Гоген и Николай Васильев.
Первая служба состоялась через 3 года, когда в России отмечали трехсотлетие царствования дома Романовых. Правда, в мечеть в это время еще не была достроена полностью — внутренние работы завершили лишь к 1920 году. Но все это время в недостроенной мечети шли богослужения.
После окончательного завершения строительных и отделочных работ, а было это в сложный послереволюционный и послевоенный период, мечеть полноценно функционировала 10 лет. В 1930 году, когда по всей стране закрывали храмы, а из зданий делали складские помещения, мечеть закрыли. Она не работала 26 лет, богослужения возобновились в период «оттепели» — в 1956 году.
Благодаря таланту проектантов здание отлично вписалось в петербургскую архитектуру — отделка стен серым гранитом «сроднила» мечеть с дворцовыми постройками столицы, старинными домами вельмож и гранитной набережной Невы. Но покрытые небесно-голубой керамикой минареты и исписанные затейливой арабской вязью фасады не дают мечети шансов остаться незамеченной.
Традиционно богата внутренняя отделка — с гигантской люстрой по центру зала, облицованными зеленым мрамором арками и колоннами, с расписанными роскошным орнаментом стенами. Это самая большая в Европе мечеть — до пяти тысяч верующих могут одновременно посетить богослужение. Первый этаж, по традиции, в распоряжении мужчин, женщины молятся в зале поменьше на втором этаже. Третий этаж отведен под медресе, где по воскресеньям учат желающих арабскому и татарскому языкам, а также основам ислама. Настоятель мечети — муфтий Жафяр Пончаев.
После окончательного завершения строительных и отделочных работ, а было это в сложный послереволюционный и послевоенный период, мечеть полноценно функционировала 10 лет. В 1930 году, когда по всей стране закрывали храмы, а из зданий делали складские помещения, мечеть закрыли. Она не работала 26 лет, богослужения возобновились в период «оттепели» — в 1956 году.
Благодаря таланту проектантов здание отлично вписалось в петербургскую архитектуру — отделка стен серым гранитом «сроднила» мечеть с дворцовыми постройками столицы, старинными домами вельмож и гранитной набережной Невы. Но покрытые небесно-голубой керамикой минареты и исписанные затейливой арабской вязью фасады не дают мечети шансов остаться незамеченной.
Традиционно богата внутренняя отделка — с гигантской люстрой по центру зала, облицованными зеленым мрамором арками и колоннами, с расписанными роскошным орнаментом стенами. Это самая большая в Европе мечеть — до пяти тысяч верующих могут одновременно посетить богослужение. Первый этаж, по традиции, в распоряжении мужчин, женщины молятся в зале поменьше на втором этаже. Третий этаж отведен под медресе, где по воскресеньям учат желающих арабскому и татарскому языкам, а также основам ислама. Настоятель мечети — муфтий Жафяр Пончаев.