В бронзовой фигурке из коллекции музея сложно узнать пантеру: схематичное изображение морды животного больше напоминает лошадиную, а глаз, ноздрю, кончики лап и хвоста древний мастер обозначил отверстиями. Ухо пантеры овальной формы, очень маленькое, также оформлено как прорезь. Однако у животного длинная шея, мощные лопатки и поджарый живот. Фигура пантеры располагается в круглой рамке, которая украшена двумя окружностями в виде перевитой веревочки.
Это изображение хищника выполнено в скифо-сибирском зверином стиле. Для изготовления фигурок и украшений в этом стиле мастера чаще всего брали за основу образы благородных оленей и других копытных, хищных птиц или зверей — например, пантеры или льва. Также они изображали и мифических существ: грифонов, крылатых львов, барано-птиц. Эти образы имели сакрально-магическое значение.
Для скифо-сибирского звериного стиля характерны канонические позы животных. Один из самых известных мотивов — свернувшийся в кольцо хищник. Обычно животных изображали в профиль и подчеркивали их внешние особенности: у оленей и козлов это были большие ветвистые или закрученные рога, у лошадей — стоящие уши, а у кошачьих — гибкость и грация. В основном скифы воссоздавали сцены преследования, терзания, поедания. Через подобные художественные приемы в скифо-сибирском зверином стиле передавали двоякое состояние животных: с одной стороны движение, экспрессия, а с другой — гармония и уравновешенность.
Изображения хищников применяли в ритуалах, об этом рассказывают святилища с сакральными предметами, которые сегодня находят археологи. Также образы крупных кошек наносили на оружие. Когда хоронили людей, в могилы клали предметы, которые могли пригодиться умершим в загробном мире. Их тоже декорировали изображениями животных. Хищников связывали с Нижним (подземным) миром, потому что они ассоциировались со смертью.
Бронзовую пантеру нашли на территории поселения Шеломок II во время раскопок ритуального объекта, который относится к VI–IV веку до нашей эры. Работами в 2001 году руководила доктор исторических наук Людмила Плетнева. Фигурку отнесли к шеломокской археологической культуре, которая входит в круг культур скифо-сибирского мира.
Это изображение хищника выполнено в скифо-сибирском зверином стиле. Для изготовления фигурок и украшений в этом стиле мастера чаще всего брали за основу образы благородных оленей и других копытных, хищных птиц или зверей — например, пантеры или льва. Также они изображали и мифических существ: грифонов, крылатых львов, барано-птиц. Эти образы имели сакрально-магическое значение.
Для скифо-сибирского звериного стиля характерны канонические позы животных. Один из самых известных мотивов — свернувшийся в кольцо хищник. Обычно животных изображали в профиль и подчеркивали их внешние особенности: у оленей и козлов это были большие ветвистые или закрученные рога, у лошадей — стоящие уши, а у кошачьих — гибкость и грация. В основном скифы воссоздавали сцены преследования, терзания, поедания. Через подобные художественные приемы в скифо-сибирском зверином стиле передавали двоякое состояние животных: с одной стороны движение, экспрессия, а с другой — гармония и уравновешенность.
Изображения хищников применяли в ритуалах, об этом рассказывают святилища с сакральными предметами, которые сегодня находят археологи. Также образы крупных кошек наносили на оружие. Когда хоронили людей, в могилы клали предметы, которые могли пригодиться умершим в загробном мире. Их тоже декорировали изображениями животных. Хищников связывали с Нижним (подземным) миром, потому что они ассоциировались со смертью.
Бронзовую пантеру нашли на территории поселения Шеломок II во время раскопок ритуального объекта, который относится к VI–IV веку до нашей эры. Работами в 2001 году руководила доктор исторических наук Людмила Плетнева. Фигурку отнесли к шеломокской археологической культуре, которая входит в круг культур скифо-сибирского мира.