Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Дальний Восток на иллюстрациях»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Из Парижа в Японию через Сибирь

Время создания
1883
Место создания
Париж
Размер
размер книги 17,9х13 см
Техника
бумага, печать
0
Открыть в приложении
#1

Благовещенск

#2
В вышедшей в 1883 г. в Париже книге Эдмона Котто на одной из гравюр изображен Благовещенск — столица Амурской области, где автор останавливался на несколько дней. Он так описывает город:
#3
Благовещенск стоит на равнине, немного ниже слияния Амура с его притоком Зеей. Это главный город области, которую населяют всего 30 000 душ, но площадь которой равна площади Испании. Хотя в городке едва ли наберется 4 000 жителей, его большая протяженность вдоль реки, пересекающиеся под прямым углом широкие улицы, добротно построенные дома, для которых не экономят место, — все это придает ему облик внушительного города. Я бы даже сказал, что он произвел на меня впечатление самого красивого города Сибири! Правда, строения там только деревянные, но они изящны, поддерживаются в хорошем состоянии и покрашены в яркие цвета, а многие из них, что редкость для этого края, окружены садами.
Э. Котто
#4
Старинные рисунки крупнейших дальневосточных городов — Благовещенска, Владивостока, Хабаровска — встречаются редко. Все они были образованы уже после распространения в России фотографии, и первые их изображения чаще всего — фотографические.

Но в печатных изданиях фотоиллюстрация массово появилась только в конце 1890-х гг. До этого даже при наличии фотографии иллюстрации все равно изготавливались в технике гравюры. Сначала художник делал по фотоснимку рисунок, а уже с него гравировалась печатная форма. Именно таким способом было получено графическое изображение Благовещенска из книги Котто.

Однако сама гравюра делалась отнюдь не для этого издания. Публикацией записок Э. Котто занималось известнейшее французское издательство «Ашетт и Ко». Оно же, по-видимому, подбирало и иллюстрации. И конечно, пользовалось собственной коллекцией рисунков. Со времен издания «Новой всеобщей географии» Э. Реклю у «Ашетт» имелся готовый благовещенский пейзаж.
#5
Иллюстрация с видом Благовещенска из первого французского издания «Новой всеобщей географии» Э. Реклю
#6
Его-то издательство и пустило в дело. Гравюра для труда Реклю делалась по фотографии, о чем сообщает подпись под рисунком. Скорее всего, оригиналом послужил снимок одного из первых дальневосточных фотографов Владимира Васильевича Ланина, опубликованный в альбоме «Амур, Восточная Сибирь, Западная Сибирь и Урал». Альбом был подготовлен и издан в Петербурге фирмой К. Риккера в 1870 г. и предназначался как для отечественных, так и для зарубежных покупателей: подписи были даны одновременно по-русски и по-английски.
#7
Фотография Благовещенска в альбоме, изданном К. Риккером
#8
«Ашеттовскую» гравюру Благовещенска копировали и другие издатели, в том числе отечественные. Например, ею воспользовалась фирма А.Ф. Девриена для иллюстрирования «Путешествий Н.М. Пржевальского».
#9
Иллюстрация в книге М.А. Лялиной «Путешествия Н.М. Пржевальского» (1891)
#10
То, что это не новая обработка фотоснимка В. Ланина, а копия с французской гравюры, видно по присутствию на рисунке людей и животных. Их в изображение добавил художник, делавший рисунок для книги Э. Реклю. На оригинальной фотографии город совершенно пуст — в кадр не попали ни жители, ни живность.
читать дальшескрыть

Из Парижа в Японию через Сибирь

Время создания
1883
Место создания
Париж
Размер
размер книги 17,9х13 см
Техника
бумага, печать
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%