Истинг — ингушский национальный войлочный ковер, являющийся отражением национальной культуры, истории и самобытности народа.
Ковроделием и валянием из войлока в Ингушетии исторически занимались женщины. Есть название инкрустированного войлока, по-ингушски «хетта ферт». «Хетта» значит «соединенные», а просто войлок — «истинг», от слова «истий» — «женщины».
Истинги не использовали просто как предмет обихода, не стлали на пол. На полу использовали обычно одноцветные кошма. А истинги вешали на стены, так как они носили сакральный характер. Первые войлочные ковры изготавливали из естественной однотонной шерсти. Светлой, черной и коричневой. Со временем с их использованием начали делать орнаменты, которые несли собой определенную символику и являлись скорее знаками, чем рисунками. Позже появились природные красители.
О чем говорят истинги? Композиции войлочных орнаментальных ковров вкладывали определенные смыслы. Каждый элемент был либо оберегом, либо пожеланием благодати, либо предупреждением, либо отпугиванием злых духов и жизненных проблем: болезней, войны, эпидемии, засухи или неурожая. Часть узоров предназначалась для отвода беды. Беда должна была заплутать в лабиринтах и несимметричных знаках. Такие истинги вешали над колыбелями детей. Симметричные орнамент, напротив, означали благоденствие и показывали материальное изобилие дома.
Традиция с истингами сохранялась вплоть до депортации. Каждая женщина должна была уметь валять национальный ковер, так же, как и вышивать. А уже в депортации в неотапливаемых домах ковры буквально спасали от холодной смерти. В них укутывали детей и завешивали ими дверные проемы. Красивые обменивали на чашку молока или кусок хлеба. Сохранить их при такой эксплуатации не получилось — лишь единичные экземпляры, как часть семейных воспоминаний, вернулись на родину. Но даже выцветшие и поеденные молью, они помогли исследователям восстановить орнаментальные мотивы.
Ковроделием и валянием из войлока в Ингушетии исторически занимались женщины. Есть название инкрустированного войлока, по-ингушски «хетта ферт». «Хетта» значит «соединенные», а просто войлок — «истинг», от слова «истий» — «женщины».
Истинги не использовали просто как предмет обихода, не стлали на пол. На полу использовали обычно одноцветные кошма. А истинги вешали на стены, так как они носили сакральный характер. Первые войлочные ковры изготавливали из естественной однотонной шерсти. Светлой, черной и коричневой. Со временем с их использованием начали делать орнаменты, которые несли собой определенную символику и являлись скорее знаками, чем рисунками. Позже появились природные красители.
О чем говорят истинги? Композиции войлочных орнаментальных ковров вкладывали определенные смыслы. Каждый элемент был либо оберегом, либо пожеланием благодати, либо предупреждением, либо отпугиванием злых духов и жизненных проблем: болезней, войны, эпидемии, засухи или неурожая. Часть узоров предназначалась для отвода беды. Беда должна была заплутать в лабиринтах и несимметричных знаках. Такие истинги вешали над колыбелями детей. Симметричные орнамент, напротив, означали благоденствие и показывали материальное изобилие дома.
Традиция с истингами сохранялась вплоть до депортации. Каждая женщина должна была уметь валять национальный ковер, так же, как и вышивать. А уже в депортации в неотапливаемых домах ковры буквально спасали от холодной смерти. В них укутывали детей и завешивали ими дверные проемы. Красивые обменивали на чашку молока или кусок хлеба. Сохранить их при такой эксплуатации не получилось — лишь единичные экземпляры, как часть семейных воспоминаний, вернулись на родину. Но даже выцветшие и поеденные молью, они помогли исследователям восстановить орнаментальные мотивы.