Схему шоссейного автомобильного лазарет-транспорта из экспозиции музея создал в 1950 году ленинградский художник Шорыгин. За основу он взял рисунок из июльского номера Военно-медицинского журнала 1904 года.
Рисунок дополнял статью доктора медицины Александра Андржеевского, старшего врача 34-го пехотного Севского полка. Андржеевский писал о недостатках современных средств эвакуации раненых. Из-за сильной тряски ездить на большие расстояния в лазаретных линейках пехотного образца было мучительно даже для здорового человека, а для тяжелораненых это было даже смертельно опасно. Более устойчивые телеги не могли перевозить больше одного-двух человек за раз.
Андржеевский предложил собственный проект шоссейного автомобильного лазарет-транспорта. По его задумке, десять отдельных вагонов-автомобилей соединялись в санитарный поезд. В каждом кузове располагались два яруса лавочек с мягкими сиденьями, причем верхней при необходимости поднимали. Таким образом, в одном транспорте можно было перевозить восемь сидячих или четверых лежачих раненых солдат, а целый поезд мог единовременно эвакуировать от 40 до 80 человек.
Кроме транспортировочных вагонов, в состав санитарного автомобильного поезда должен был входить вагон-лазарет. В нем медперсонал делал перевязки и мелкие срочные операции. Лазарет разделяла пополам съемная брезентовая перегородка. На левой половине размещались врач и комендант поезда, на правой — перевязочный стол, ящики для хранения материала и инструментов, приспособление для кипячения воды. Здесь же хранился запас еды.
Максимальная скорость такого автомобильного лазарета могла составлять от 5 до 30 верст в час — то есть 5–37 километров в час. Эвакуация даже на высокой оставалось безопасной для раненых: дутые шины и тройные рессоры гасили удары, толчки и мелкие вибрации.
По расчетам Андржеевского, в течение месяца на таком автопоезде можно было эвакуировать 1200 легкораненых или 600 тяжелораненых солдат, тогда как на лазаретных линейках — только 180 пациентов.
Обслуживать автопоезд должны были главный машинист-инженер, который разбирался в устройстве автомобиля, военный комендант поезда и врач. За каждым вагоном закреплялись машинист-водитель и фельдшер.
После публикации статьи проект Андржеевского взял в разработку технический отдел Главного интендантского управления, но санитарный автопоезд так никогда и не построили.
Рисунок дополнял статью доктора медицины Александра Андржеевского, старшего врача 34-го пехотного Севского полка. Андржеевский писал о недостатках современных средств эвакуации раненых. Из-за сильной тряски ездить на большие расстояния в лазаретных линейках пехотного образца было мучительно даже для здорового человека, а для тяжелораненых это было даже смертельно опасно. Более устойчивые телеги не могли перевозить больше одного-двух человек за раз.
Андржеевский предложил собственный проект шоссейного автомобильного лазарет-транспорта. По его задумке, десять отдельных вагонов-автомобилей соединялись в санитарный поезд. В каждом кузове располагались два яруса лавочек с мягкими сиденьями, причем верхней при необходимости поднимали. Таким образом, в одном транспорте можно было перевозить восемь сидячих или четверых лежачих раненых солдат, а целый поезд мог единовременно эвакуировать от 40 до 80 человек.
Кроме транспортировочных вагонов, в состав санитарного автомобильного поезда должен был входить вагон-лазарет. В нем медперсонал делал перевязки и мелкие срочные операции. Лазарет разделяла пополам съемная брезентовая перегородка. На левой половине размещались врач и комендант поезда, на правой — перевязочный стол, ящики для хранения материала и инструментов, приспособление для кипячения воды. Здесь же хранился запас еды.
Максимальная скорость такого автомобильного лазарета могла составлять от 5 до 30 верст в час — то есть 5–37 километров в час. Эвакуация даже на высокой оставалось безопасной для раненых: дутые шины и тройные рессоры гасили удары, толчки и мелкие вибрации.
По расчетам Андржеевского, в течение месяца на таком автопоезде можно было эвакуировать 1200 легкораненых или 600 тяжелораненых солдат, тогда как на лазаретных линейках — только 180 пациентов.
Обслуживать автопоезд должны были главный машинист-инженер, который разбирался в устройстве автомобиля, военный комендант поезда и врач. За каждым вагоном закреплялись машинист-водитель и фельдшер.
После публикации статьи проект Андржеевского взял в разработку технический отдел Главного интендантского управления, но санитарный автопоезд так никогда и не построили.