Мазель Рувим (Илья) Моисеевич (1890–1967) — родился в Витебске, в семье скрипача. Рано увлекся рисованием. В 16 лет закончил известную в Витебске рисовальную школу Юделя Пэна. В Петербурге поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, где учился у А. Бенуа и Н. Рериха.
В 1910 году уехал в Мюнхен, где 4 года занимался в классе гравюры Академии Художеств. Ездил в Италию, изучал мастерство художников Возрождения, увлекался новыми течениями в изобразительном искусстве, особенно кубизмом. Мазель вернулся в Россию в 1914 году, перед войной. Вскоре он был призван в армию и вместе со своей частью попал в Туркестан, в Ашхабад, где провел 8 лет. Встреча с Востоком не только изменила жизнь художника, но и оказала сильнейшее влияние на его творчество. Ашхабад был городом многонациональным: персы, арабы, евреи, турки и многие другие оказывали влияние на жизнь города и его облик.
Художник много ездил по Туркмении и настолько восхищался бытом и искусством народа, что даже в созданном им в 30-е годы в Москве цикле работ на библейские темы переплетаются библейские и туркменские сюжеты и персонажи. Рувим Моисеевич говорил, что страсть к Востоку впервые помогла ему осознать цель своего искусства.
Поселившись в середине 1920-х годов в Москве, Мазель много работает в разных техниках и жанрах: масло, темпера, пастель; портрет, пейзаж, натюрморт. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, Гослитмузее и музее искусств народов Востока, в музеях Витебска и Махачкалы.