Василий Мангазейский — первый сибирский святой Русской православной церкви. О нем известно благодаря житию, которое сохранилось в пяти изданиях. Старейшее из них было написано в 1670–1676 годах при участии иеромонаха Тихона, который перенес мощи Василия в Туруханский монастырь.
Согласно жизнеописанию святого он был сыном ярославского торговца Фёдора, который отдал юного Василия в работники богатому купцу. Тот промышлял в Мангазее — первом русском заполярном городе в Сибири. Построенная на реке Таз, Мангазея стала центром пушной торговли: в город съезжались купцы, которые скупали меха и втридорога продавали их в европейской части России. Мех в XVII веке называли «мягким золотом», он был ценным экспортным товаром и сам заменял деньги.
Василий жил в Мангазее и работал в купеческой лавке. Он был очень набожным мальчиком, не пропускал ни одной церковной службы — этим и воспользовались воры. Они обокрали лавку, пока Василий молился в храме. Купец обвинил молодого человека в сговоре с преступниками, за что воевода Савлук Пушкин подверг Василия жестоким пыткам.
Одна версия жития говорит, что Василий умер от пыток, другая — что воевода убил его ударом в висок. Юношу похоронили возле приказной избы. Дорогу в тех местах часто размывало, и ее мостили досками. Полвека спустя одна из досок раскололась, и из-под нее показалась крышка гроба. Люди стали связывать с этим разные чудеса: исцеления, спасение заблудившихся, знамения. Место захоронения Василия отгородили, а затем построили на нем часовню.
В Сибири стали почитать Василия Мангазейского, несмотря на отказ Москвы официально канонизировать его как святого. В 1670 году из опустевшей Мангазеи мощи сибирского первомученика были перевезены в Туруханский монастырь на берегу Енисея. Василия Мангазейского почитали как покровителя охотников и рыболовов не только русское население, но и коренные жители края — эвенки.
На протяжении XIX века в Сибири писали иконы Василия Мангазейского, его часто изображали в момент предстояния перед воеводой. В 1893 году в Синод было направлено новое прошение о канонизации святого. Изучив записи об истории и чудесах, которые связывали с Василием Мангазейским, Синод включил его имя в православный календарь.