На иконе изображен Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых на Руси со времен крещения в 988 году. В среднике представлено поясное изображение Николая, облаченного в красную фелонь с растительным орнаментом, синий подризник с золотыми поручами, зеленый омофор с белыми четырехконечными крестами и растительным орнаментом. Правая рука святого — в благословляющем жесте, левой он держит раскрытое Евангелие.
Слева и справа от фигуры Николая изображены Иисус Христос и Богоматерь. Средник окружен небольшими одинаковыми по размеру прямоугольными миниатюрными изображениями — клеймами — со сценами жития Николая. Сюжеты в клеймах отличаются пейзажами и архитектурными элементами. В них представлены главные события жития святого: рождение, крещение, обучение, посвящение в духовный сан, чудеса, прославившие его имя.
Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы Николая Чудотворца, известные с ХIII–ХIV веков. При создании образа святого иконописцы опирались на списки его жития, акафисты, тексты служб, «Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая», «Сказание о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань» и другие источники. Житийные иконы имеют самую совершенную и разработанную иконографию. Известны чудеса, которые, по преданию, происходили на Руси — например, чудо о киевском детище.
Предание повествует о супругах из Киева, которые возвращались домой по реке Днепр после паломничества к мощам Бориса и Глеба в Вышгород. В дороге уставшая женщина уснула и уронила в воду младенца. Родители в отчаянии обратились к святителю Николаю, «великую веру в него имея», моля чудотворца о помощи. На следующее утро ребенка нашли невредимым на запертых снаружи полатях Софийского собора в Киеве: «Дитя лежаще мокро перед образом святого Николы». После этого софийская икона святителя стала именоваться Николой Мокрым.
Сюжеты на житийных иконах Николая Чудотворца могут
отличаться между собой в зависимости от региона. В каждом из них были свои
любимые сюжеты, которым уделялось особое внимание.