В русской православной иконописной традиции существовало направление по созданию так называемых «щепных» икон. Это был яркий пример народного творчества, лубка. Подобные образа писали в деревнях местные умельцы («богомазы») или на тонкой цельной доске, то есть щепе, или куске луба, то есть коры.
Такого типа иконы выполнялись, как правило, под оклад, то есть на доске изображали только лики и руки, остальное поле оставалось либо нетронутым красками, либо покрывалось краской одного цвета.
Икона Пресвятой Богородицы «Смоленская» из коллекции Музейного комплекса города Куйбышева относится к «щепным». Она была написана в начале XX века неизвестным сибирским народным мастером. Образ выполнен маслом на доске прямоугольной формы. Икона представляет собой поясное изображение Богородицы с Младенцем, сидящим на левой руке. Правая рука Богоматери покоится на груди.
Дева Мария облачена в традиционный для Ее образа мафорий — плащ с капюшоном. Его пурпурный, багряный цвет символизирует то, что Богоматерь — Царица Небесная. Голова Богородицы немного наклонена к Иисусу, сама же Она слегка обращена влево.
Младенец, сидящий на руке Богородицы, изображен фронтально. Правая рука Сына Божьего приподнята в благословляющем жесте.
Характер изображения святых соответствует канонам русской иконописи. Живопись выполнена темной охрой с легкими пробелами.
Изначально у иконы был оклад. На это указывают несколько признаков. Во-первых, у святых прописаны только лики, руки и ступни Младенца — те части иконы, которые видны в прорезях драгоценной накладки. Во-вторых, на доске остались гвозди и следы от них. В-третьих, у Богоматери и Младенца не написаны нимбы над головой. Это значит, что их должны были заменить венчики, которые прикреплялись поверх оклада, который, к сожалению, не попал в коллекцию музея.
Считается, что самая первая Смоленская икона Божией Матери была написана апостолом и евангелистом Лукой. По легенде, такой иконой греческий император Константин благословил в путь свою дочь, принцессу Анну, выдавая ее за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. По этой причине икона стала называться «Одигитрия» — Путеводительница. На Руси тип «Одигитрия» был одним из самых распространенных, получил многочисленные варианты. Богоматерь «Смоленская» — наиболее торжественный тип Одигитрии.
Такого типа иконы выполнялись, как правило, под оклад, то есть на доске изображали только лики и руки, остальное поле оставалось либо нетронутым красками, либо покрывалось краской одного цвета.
Икона Пресвятой Богородицы «Смоленская» из коллекции Музейного комплекса города Куйбышева относится к «щепным». Она была написана в начале XX века неизвестным сибирским народным мастером. Образ выполнен маслом на доске прямоугольной формы. Икона представляет собой поясное изображение Богородицы с Младенцем, сидящим на левой руке. Правая рука Богоматери покоится на груди.
Дева Мария облачена в традиционный для Ее образа мафорий — плащ с капюшоном. Его пурпурный, багряный цвет символизирует то, что Богоматерь — Царица Небесная. Голова Богородицы немного наклонена к Иисусу, сама же Она слегка обращена влево.
Младенец, сидящий на руке Богородицы, изображен фронтально. Правая рука Сына Божьего приподнята в благословляющем жесте.
Характер изображения святых соответствует канонам русской иконописи. Живопись выполнена темной охрой с легкими пробелами.
Изначально у иконы был оклад. На это указывают несколько признаков. Во-первых, у святых прописаны только лики, руки и ступни Младенца — те части иконы, которые видны в прорезях драгоценной накладки. Во-вторых, на доске остались гвозди и следы от них. В-третьих, у Богоматери и Младенца не написаны нимбы над головой. Это значит, что их должны были заменить венчики, которые прикреплялись поверх оклада, который, к сожалению, не попал в коллекцию музея.
Считается, что самая первая Смоленская икона Божией Матери была написана апостолом и евангелистом Лукой. По легенде, такой иконой греческий император Константин благословил в путь свою дочь, принцессу Анну, выдавая ее за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. По этой причине икона стала называться «Одигитрия» — Путеводительница. На Руси тип «Одигитрия» был одним из самых распространенных, получил многочисленные варианты. Богоматерь «Смоленская» — наиболее торжественный тип Одигитрии.