Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Свет православия — свет души»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Икона Пресвятой Богородицы «Смоленская»

Время создания
начало XX века
Место создания
Российская империя
Размер
21,5x14,5 см
Техника
дерево, левкас, масло; живопись
2
Открыть в приложении
#2
В русской православной иконописной традиции существовало направление по созданию так называемых «щепных» икон. Это был яркий пример народного творчества, лубка. Подобные образа писали в деревнях местные умельцы («богомазы») или на тонкой цельной доске, то есть щепе, или куске луба, то есть коры.
 
Такого типа иконы выполнялись, как правило, под оклад, то есть на доске изображали только лики и руки, остальное поле оставалось либо нетронутым красками, либо покрывалось краской одного цвета.
 
Икона Пресвятой Богородицы «Смоленская» из коллекции Музейного комплекса города Куйбышева относится к «щепным». Она была написана в начале XX века неизвестным сибирским народным мастером. Образ выполнен маслом на доске прямоугольной формы. Икона представляет собой поясное изображение Богородицы с Младенцем, сидящим на левой руке. Правая рука Богоматери покоится на груди.
 
Дева Мария облачена в традиционный для Ее образа мафорий — плащ с капюшоном. Его пурпурный, багряный цвет символизирует то, что Богоматерь — Царица Небесная. Голова Богородицы немного наклонена к Иисусу, сама же Она слегка обращена влево.
 
Младенец, сидящий на руке Богородицы, изображен фронтально. Правая рука Сына Божьего приподнята в благословляющем жесте.
 
Характер изображения святых соответствует канонам русской иконописи. Живопись выполнена темной охрой с легкими пробелами.
 
Изначально у иконы был оклад. На это указывают несколько признаков. Во-первых, у святых прописаны только лики, руки и ступни Младенца — те части иконы, которые видны в прорезях драгоценной накладки. Во-вторых, на доске остались гвозди и следы от них. В-третьих, у Богоматери и Младенца не написаны нимбы над головой. Это значит, что их должны были заменить венчики, которые прикреплялись поверх оклада, который, к сожалению, не попал в коллекцию музея.
 
Считается, что самая первая Смоленская икона Божией Матери была написана апостолом и евангелистом Лукой. По легенде, такой иконой греческий император Константин благословил в путь свою дочь, принцессу Анну, выдавая ее за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. По этой причине икона стала называться «Одигитрия» — Путеводительница. На Руси тип «Одигитрия» был одним из самых распространенных, получил многочисленные варианты. Богоматерь «Смоленская» — наиболее торжественный тип Одигитрии.
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Икона Пресвятой Богородицы «Смоленская»

Время создания
начало XX века
Место создания
Российская империя
Размер
21,5x14,5 см
Техника
дерево, левкас, масло; живопись
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%