Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство реставрации. Вологодский музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Икона «Преображение Господне»

Время создания
Россия, начало XIX века
Размер
35x29 см
35 х 29
Техника
дерево, кость, фольга, бумага, металл; резьба, гравировка
1
Открыть в приложении
#1
Икона
Преображение Господне
#2
Икона из Музея имени Ломоносова является образцом холмогорской резьбы по кости, традиционного северорусского промысла. Село Холмогоры Архангельской области стало центром косторезного ремесла в XVII веке.

Первые холмогорские икона изготовлялись в технике рельефа в едином массиве. На рубеже XVIII–XIX веков резчики из Холмогор перешли к набору резных деталей в соответствии с избранной композицией. Холмогорские иконы выполнялись на дощатой основе, поверхность которой покрывалась пластинами кости, рога, фольги, ткани. На такую заготовку на костяных шипах крепились рельефные изображения святых, элементы архитектурных сооружений, пейзажа, надписи кириллицей и элементы обрамления. 

Четкость рисунка, хорошо проработанный рельеф, укрепленный на фольге или цветном фоне, придают этим вещам монументальную выразительность. Холмогорские иконы из кости расходились не только по городам и поморским селениям Русского Севера, но доставлялись и в столицу. 
#3

Состояние сохранности

#19
Общий вид до реставрации 
#4
Предмет поступил на реставрацию в руинированном состоянии. Были зафиксированы деформация костяных пластин, утраты гладких торцовых костяных пластин доски, утраты фрагментов ажурного орнамента, профилированных пластин с жемчужником и костяных крепежных элементов-гвоздиков. 
#9
Фрагмент до реставрации
#8
Левая нижняя фигура святого была отделена от доски.

Отчетливо заметны следы бытовой реставрации: рельефные пластины укреплены металлическими гвоздями. Экспонат был сильно загрязнен, со следами клея. 
#11
Фрагмент до реставрации
#10
На фольге были следы коррозии. На фольге под ажурной цветочной рамкой были утраты красочного слоя и многочисленные темные пятна.
#13
Фрагмент до реставрации
#12
Бумага на обороте иконы была сильно загрязнена, покрыта пятнами и затеками, на поверхности были вздутия, заломы и коробления, неравномерное выцветание и разрывы в отдельных местах.
#15
Оборот до реставрации
#14
Деревянная основа была сильно загрязнена в местах утрат фольги и костяного декора.
#5

Реставрация

#6
Реставраторы демонтировали костяной декор, фольгу, бумагу. 
#17
Общий вид в процессе реставрации, демонтированные детали
#16
Затем были удалены стойкие поверхностные загрязнения.

Утраты костяного декора восполнены по аналогии и вклеены в места утрат, разбитые пластины склеены.

Все детали были смонтированы на прежние места. Реставраторы определили авторское расположение фигур на иконе, сравнив предмет с иконами с аналогичным иконографическим сюжетом. Прямых аналогий найти не удалось, но по совпадению крепежных отверстий на основе иконы и фигурах, а также по авторской штриховке по фону было определено местонахождение двух фигур. Подсказкой служили не проработанные изображения ног фигуры Иоанна: этот участок ранее был закрыт другой фигурой.
#18
Общий вид после реставрации
читать дальшескрыть

Икона «Преображение Господне»

Время создания
Россия, начало XIX века
Размер
35x29 см
35 х 29
Техника
дерево, кость, фольга, бумага, металл; резьба, гравировка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%