Празднование Покрова Пресвятой Богородицы — 1 (14) октября — считается «самым русским», хотя предшествовавшая ему история произошла в X столетии в Византии.
Константинополь осаждали варварские племена русичей, и защитники-византийцы молились об отведении угрозы во Влахернском храме, вместилище ризы Пресвятой Богородицы. Вместе с другими там молился Андрей Юродивый со своим учеником Епифанием. Святому Андрею и было явлено видение: Матерь Божья в лучах света, сопровождаемая Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, слезно молилась за находящихся в храме, а затем простерла над молящимися Свой плат — омофор.
В конце X века Русь стала православной, а в XII веке князь Андрей Боголюбский установил празднование Покрова. Иконография праздника, судя по памятникам, сложилась позднее, в XIV веке.
Существует два основных извода иконы Покрова.
В суздальском варианте Богоматерь стоит перед храмом, держа омофор над паствой; базилики, церковь с круглым куполом и пейзаж напоминают о Византии.
Новгородский извод имеет свои особенности: Богородица находится внутри храма, выше закрытых Царских врат. Ее руки либо молитвенно сложены, либо держат омофор; также плат поддерживают парящие ангелы. На заднем плане традиционно изображается пятиглавая церковь.
На ранних образах лик Пречистой Девы писали в обороте в три четверти, затем стали изображать строго фронтально.
Иногда иконописцы объединяли эти два извода, а среди молящихся помещали новые фигуры.
На представленной иконе, с основой в три доски, изображен интерьер храма: просматриваются арка алтаря и четыре больших окна. Богородица написана в окружении предстоящих справа Иоанна Предтечи и святителей, а слева — ангелов, преподобных и мучеников. Интересна композиционная особенность образа: архитектурные элементы не служат средством разделения фигур, напротив, подчеркивается объединение их вокруг Богоматери.
Над шествием изображен благословляющий Спаситель, к Которому ангелы возносят плат.
В нижнем регистре помещены слева царь Лев Великий и патриарх Тарасий, в центре святой Роман Сладкопевец и справа святой Андрей Юродивый с Епифанием.
Стилистика и техника иконописи позволяют отнести этот образ к характерным образцам новгородского извода XIX века. Пространственность изображения сближает его с суздальским изводом.
Константинополь осаждали варварские племена русичей, и защитники-византийцы молились об отведении угрозы во Влахернском храме, вместилище ризы Пресвятой Богородицы. Вместе с другими там молился Андрей Юродивый со своим учеником Епифанием. Святому Андрею и было явлено видение: Матерь Божья в лучах света, сопровождаемая Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, слезно молилась за находящихся в храме, а затем простерла над молящимися Свой плат — омофор.
В конце X века Русь стала православной, а в XII веке князь Андрей Боголюбский установил празднование Покрова. Иконография праздника, судя по памятникам, сложилась позднее, в XIV веке.
Существует два основных извода иконы Покрова.
В суздальском варианте Богоматерь стоит перед храмом, держа омофор над паствой; базилики, церковь с круглым куполом и пейзаж напоминают о Византии.
Новгородский извод имеет свои особенности: Богородица находится внутри храма, выше закрытых Царских врат. Ее руки либо молитвенно сложены, либо держат омофор; также плат поддерживают парящие ангелы. На заднем плане традиционно изображается пятиглавая церковь.
На ранних образах лик Пречистой Девы писали в обороте в три четверти, затем стали изображать строго фронтально.
Иногда иконописцы объединяли эти два извода, а среди молящихся помещали новые фигуры.
На представленной иконе, с основой в три доски, изображен интерьер храма: просматриваются арка алтаря и четыре больших окна. Богородица написана в окружении предстоящих справа Иоанна Предтечи и святителей, а слева — ангелов, преподобных и мучеников. Интересна композиционная особенность образа: архитектурные элементы не служат средством разделения фигур, напротив, подчеркивается объединение их вокруг Богоматери.
Над шествием изображен благословляющий Спаситель, к Которому ангелы возносят плат.
В нижнем регистре помещены слева царь Лев Великий и патриарх Тарасий, в центре святой Роман Сладкопевец и справа святой Андрей Юродивый с Епифанием.
Стилистика и техника иконописи позволяют отнести этот образ к характерным образцам новгородского извода XIX века. Пространственность изображения сближает его с суздальским изводом.