Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Культурное наследие Новгородских монастырей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Икона «Покров Богородицы»

Время создания
первая половина XIX века
Место создания
Российская империя
Размер
31,3x26,7x2,3 см
Техника
дерево, левкас, темпера
1
Открыть в приложении
#2
Празднование Покрова Пресвятой Богородицы — 1 (14) октября — считается «самым русским», хотя предшествовавшая ему история произошла в X столетии в Византии.
 
Константинополь осаждали варварские племена русичей, и защитники-византийцы молились об отведении угрозы во Влахернском храме, вместилище ризы Пресвятой Богородицы. Вместе с другими там молился Андрей Юродивый со своим учеником Епифанием. Святому Андрею и было явлено видение: Матерь Божья в лучах света, сопровождаемая Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, слезно молилась за находящихся в храме, а затем простерла над молящимися Свой плат — омофор.

В конце X века Русь стала православной, а в XII веке князь Андрей Боголюбский установил празднование Покрова. Иконография праздника, судя по памятникам, сложилась позднее, в XIV веке.

Существует два основных извода иконы Покрова.

В суздальском варианте Богоматерь стоит перед храмом, держа омофор над паствой; базилики, церковь с круглым куполом и пейзаж напоминают о Византии.

Новгородский извод имеет свои особенности: Богородица находится внутри храма, выше закрытых Царских врат. Ее руки либо молитвенно сложены, либо держат омофор; также плат поддерживают парящие ангелы. На заднем плане традиционно изображается пятиглавая церковь.

На ранних образах лик Пречистой Девы писали в обороте в три четверти, затем стали изображать строго фронтально.
 
Иногда иконописцы объединяли эти два извода, а среди молящихся помещали новые фигуры.

На представленной иконе, с основой в три доски, изображен интерьер храма: просматриваются арка алтаря и четыре больших окна. Богородица написана в окружении предстоящих справа Иоанна Предтечи и святителей, а слева — ангелов, преподобных и мучеников. Интересна композиционная особенность образа: архитектурные элементы не служат средством разделения фигур, напротив, подчеркивается объединение их вокруг Богоматери.
 
Над шествием изображен благословляющий Спаситель, к Которому ангелы возносят плат.

В нижнем регистре помещены слева царь Лев Великий и патриарх Тарасий, в центре святой Роман Сладкопевец и справа святой Андрей Юродивый с Епифанием.
 
Стилистика и техника иконописи позволяют отнести этот образ к характерным образцам новгородского извода XIX века. Пространственность изображения сближает его с суздальским изводом.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Икона «Покров Богородицы»

Время создания
первая половина XIX века
Место создания
Российская империя
Размер
31,3x26,7x2,3 см
Техника
дерево, левкас, темпера
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%