Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Небо пишет красками святыми»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Покров Богоматери

Время создания
XVII век (?)
Размер
106x75 см
Техника
дерево, левкас, темпера
3
Открыть в приложении
#2
Икона поступила в собрание музея в 1930-х годах из Свято-Троицкого кафедрального собора города Вятки.
#3
Свято-Троицкий кафедральный собор в Вятке
#4
Покров Пресвятой Богородицы — один из великих праздников Русской православной церкви. Его отмечают 14 октября. В этот день православные христиане вспоминают события Х века нашей эры, когда войска сарацин осадили Константинополь. Во время всенощного бдения во Влахернской церкви Андрею Юродивому и императору Льву Х явилась Богоматерь, а уже на следующий день сарацины отступили. Поэтому Покров Богородицы традиционно ассоциируется с защитой от внешних врагов.

Покрову посвящено множество храмов и иконописных образов, первые из которых относятся к XIII веку. В день Покрова в 1552 году Иван Грозный взял Казань и победил Казанское ханство, и в честь этого царь приказал построить Покровский собор на Рву, ныне известный как храм Василия Блаженного — самый известный памятник, связанный с праздником Покрова.
#5
Собор Покрова Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного). Бумага, акварель, 1830–1840-е. ГТГ
#6
Композиция Покрова бывает разной. Единственным обязательным элементом в иконографии является изображение Богородицы. Особенностью этой иконы является то, что Богородица показана в молении Вседержителю, изображенному в левом верхнем углу иконы. Рядом с Девой Марией — сонм святых, которые также молятся о спасении города. В нижней части иконы изображены Лев Х, Андрей Юродивый и его ученик Епифаний.

Интересно, что в центре нижней части изображен Роман Сладкопевец (490—556) — святой, живший задолго до событий Покрова. Он был настоятелем той самой Влахернской церкви, где молились о спасении Константинополя Лев Х и его подданные. И именно Роман Сладкопевец написал молитву, которую читали в ту ночь византийцы. В правом нижнем углу — видение Богородицы Роману Сладкопевцу.
#7
Икона «Покров Богоматери». Фрагмент
#8
На иконе из Вятского художественного музея Дева Мария изображена дважды: в центре композиции на облаке со свитком в руках и в нижнем правом углу, в сцене явления Роману Сладкопевцу. 

Рядом с Богоматерью в облаках показаны отдельно стоящие фигуры Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, за их спинами — сонм святых. В центре нижней части композиции — Роман Сладкопевец. Радом с ним — Св. Епифаний и его учитель Андрей, Христа ради юродивый, на житии которого и основан сюжет Покрова.
#9

Состояние сохранности

#23
Общий вид иконы до реставрации
#12
Икона была сильно загрязнена, олифа потемнела. Красочный слой местами вздулся и осыпался. Деревянная основа также была местами утрачена, края сильно потерты.

Особенно значительными были утраты красочного слоя и левкаса в нижнем правом углу иконы. Здесь обнажилась паволока и даже основа иконы.
#13
Нижний правый угол иконы до реставрации
#14
Дерево сильно деформировалось, и на обороте иконы появились глубокие трещины. Они были видны и с лицевой стороны, длина трещин составляла до 33 см.
#15
Верхний край иконы. Трещины в деревянной основе
#16

Реставрация

#18
Срединное раскрытие иконы
#21
До поступления в Центр Грабаря красочный слой иконы «Покров Богоматери» был укреплен несколько раз: в 1961, 1963, 1976 годах. Реставраторы Центра делали профилактические заклейки, чтобы предотвратить разрушение.

Реставратор Центра им. Грабаря раскрыл слой потемневшей олифы, заделал трещины и подвел грунт в местах утрат. Места утрат красочного слоя были тонированы.
#22
Фрагмент в процессе и после реставрации
#19
В завершение в местах утрат авторской живописи был подведен реставрационный левкас в тон окружающего живописного слоя. Икона была покрыта защитным лаком.
#24
Общий вид иконы после реставрации
#25
читать дальшескрыть

Покров Богоматери

Время создания
XVII век (?)
Размер
106x75 см
Техника
дерево, левкас, темпера
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%