Ботурусский улус, или район, который стоял на перекрестке важных торговых путей, занимал значительное место в экономической и культурной жизни Якутии. В XIX — начале XX века он переживал эпоху расцвета.
Здесь силами и средствами наслегов, то есть сельских поселений, открывались школы и строились церкви с богатым убранством из отборных пород дерева, например из лиственницы. Были построены Преображенская церковь в селе Амга в 1845 году, Преображенская в Ытык-Кюеле в 1847-м, Вознесенская в Чурапче в 1848-м, Арылахская часовня в одноименном наслеге в 1854-м, Николаевская часовня в Хадарском наслеге в 1860 году и другие.
В строительстве принимали участие якутские мастера плотницких дел. До наших дней сохранились выполненные якутами резные иконостасы, писаные образа, которые были выполнены в технике гравирования, а также росписи на стенах и литые и деревянные кресты.
В деле обработки металлов представители народа саха добились больших успехов.
Одним из примеров, который демонстрирует высокий уровень мастерства якутов в ювелирном ремесле, является оклад для иконы Николая Чудотворца. Автором изделия является Иван Николаевич Максимов из Хаяхсытского наслега.
В народе его называли «тараахчыт», что в переводе с якутского означает «мастер, который делает гребни». В молодости Иван Николаевич занимался резьбой по бивню мамонта. Он работал в качестве резчика по кости у купца 1-й гильдии Гавриила Васильевича Никифорова-Манньыаттаах Уола в городе Якутске. В 1920-х годах имущество и финансовые средства Никифорова были конфискованы, а сам он эмигрировал.
Семья Ивана Максимова перебралась на свою родину, в село Туора-Кюёль Хаяхсытского наслега Ботурусского улуса. Там мастер прожил до конца жизни. Его жена, Татьяна Евсеевна, известна как талантливая швея и берестянщица. Она владела разнообразными техниками шитья и вышивки. Есть свидетельства, что люди специально приходили любоваться на ее творения из соседних деревень.