Житийная икона святителя Митрофана, епископа Воронежского, уникальна как по своему содержанию, так и наличием подписи автора и даты создания. Икона Митрофана Воронежского была написана к 150-летию со дня его смерти. К этому времени епископ был причислен к лику святых Русской православной церкви. Внизу иконы есть подписи: «Писалъ Иванъ Ивановъ Ивановъ», «Написася сия икона в 1853-го года ноября 23 дня». В этот день тысячи паломников шли в Воронеж к гробу святого в надежде получить исцеление и утешение. Иван Иванов написал икону для Георгиевской церкви в Калужской области, прихожанином которой был он сам. Реликвию передала в музей в 1970-х годах бывшая воспитанница колонии «Бодрая жизнь» Фаина Леонова-Иванова, чей муж был потомком иконописца.
В центре иконы изображен старец Митрофан в епископской мантии с золотыми скрижалями. Одной рукой он благословляет молящихся, а другой держит посох — символ власти. На голове святого — схимнический куколь, а не митра архиерея. Это особенность иконографии святого Митрофана, по которой всегда можно узнать его образ. Владыка принял схиму незадолго до смерти, это монашеский обет, который подразумевает строгий аскетизм и отречение от земной власти и почестей.
В 1703 году Пётр I узнал о болезни святителя Митрофана и приехал в Воронеж. Он успел проститься с ним и закрыть глаза умершего. Несмотря на последнюю волю Митрофана Воронежского, царь Пётр I, глубоко почитавший святителя, повелел хоронить его как архиерея.
Ключевые события из жизни святого Митрофана отражены в десяти сюжетах вокруг центрального изображения. Два центральных клейма вверху и внизу — это начало и конец епископского служения Митрофана Воронежского. Другие клейма посвящены наставлению пастырей, увещеванию судей и оказанию помощи бедным, вдовам и сиротам. На сюжете слева изображено благословение царя на поход против турок под Азов — Митрофан Воронежский поддерживал Петра I в строительстве кораблей для русского флота.
На клеймах иконы также изображены две легенды о чудесном исцелении княгини и воронежской купчихи после смерти святого Митрофана. Последнее клеймо рассказывает о прославлении святителя в 1832 году, когда он был канонизирован. Нетленные мощи Митрофана переносили из Благовещенского собора в Архангельский, при этом совершались крестные ходы из всех воронежских церквей.
В центре иконы изображен старец Митрофан в епископской мантии с золотыми скрижалями. Одной рукой он благословляет молящихся, а другой держит посох — символ власти. На голове святого — схимнический куколь, а не митра архиерея. Это особенность иконографии святого Митрофана, по которой всегда можно узнать его образ. Владыка принял схиму незадолго до смерти, это монашеский обет, который подразумевает строгий аскетизм и отречение от земной власти и почестей.
В 1703 году Пётр I узнал о болезни святителя Митрофана и приехал в Воронеж. Он успел проститься с ним и закрыть глаза умершего. Несмотря на последнюю волю Митрофана Воронежского, царь Пётр I, глубоко почитавший святителя, повелел хоронить его как архиерея.
Ключевые события из жизни святого Митрофана отражены в десяти сюжетах вокруг центрального изображения. Два центральных клейма вверху и внизу — это начало и конец епископского служения Митрофана Воронежского. Другие клейма посвящены наставлению пастырей, увещеванию судей и оказанию помощи бедным, вдовам и сиротам. На сюжете слева изображено благословение царя на поход против турок под Азов — Митрофан Воронежский поддерживал Петра I в строительстве кораблей для русского флота.
На клеймах иконы также изображены две легенды о чудесном исцелении княгини и воронежской купчихи после смерти святого Митрофана. Последнее клеймо рассказывает о прославлении святителя в 1832 году, когда он был канонизирован. Нетленные мощи Митрофана переносили из Благовещенского собора в Архангельский, при этом совершались крестные ходы из всех воронежских церквей.