Икона «Христос Виноградная лоза» — иконографический тип, изображающий Иисуса Христа в соответствии с евангельскими словами:
Икона «Христос Виноградная лоза»
Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедовал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Виноградная лоза и виноградарство неоднократно упоминаются в Новом Завете, в том числе в самых возвышенных аспектах.
На последней встрече Иисуса Христа с учениками хлеб и вино были благословлены Спасителем и поданы апостолам со словами «Сие есть Тело Мое» и «Сия есть Кровь Моя» (Евангелие от Матфея, 26–28). И Христос пожелал:
Сие творите в Мое воспоминание.
Так было установлено одно из важных христианских таинств — Евхаристия, таинство причастия. Вино и хлеб благословляются и становятся телом и кровью Христа. Причастившись, христиане соединяются с бессмертным Богом и спасают души.
Другие названия этого иконографического образа — «Спас Истинная Лоза», «Спас Виноградная Лоза», «Христос Виноградарь», «Спас Лоза», «Виноградный Спас», «Виноградный Христос».
В греческом варианте икона называется Αμπελος, что означает «виноградная лоза».
На иконах XV–XVI веков Иисус Христос окружен лозой, в ветвях которой изображены Богородица, Иоанн Предтеча и апостолы. На иконах XVII–XVIII веков на лозе, вырастающей в руках или из прободенного ребра Спасителя, виноградная гроздь, которую Христос отжимает в потир — сосуд для христианского богослужения.