Икона Божьей Матери «Одигитрия Смоленская» помещена в экспозицию мемориального дома Ф.М. Достоевского как напоминание о храме города Кузнецка, в котором 6 февраля 1857 года состоялось венчание писателя с М.Д. Исаевой. И как мысль о том, по словам литературоведа Т.А. Касаткиной, что писатель любит Бога и Богородицу в конкретном человеке.
Икона, представленная в экспозиции, предположительно написана местным мастером-иконописцем.
По времени создания относится к XIX веку. По типу — поясное фронтальное изображение фигуры Богоматери, держащей Младенца Христа на левой руке. Правая рука Богоматери с раскрытой ладонью обращена ко Христу в жесте моления. Христос благословляет правой рукой, приподнятой и слегка отведенной в сторону, а в левой руке держит свиток, расположенный диагонально.
Известно, что икона «Одигитрия» была военным палладиумом Константинополя, а после XV века — Москвы. К ней обращались с молитвой о защите от нападения иноплеменников, об избавлении от моровых поветрий (эпидемий), о благословении в пути, в том числе — духовном. Можно сказать, что строительство и освящение Богородице-Одигитриевского храма в Кузнецке стало молитвой горожан о помощи небесной в решении самых насущных и жизненно важных вопросов.
Икона Богоматери «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно церковному преданию Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».
На Руси икона «Одигитрия» появилась в XI веке. Греческий император Константин Мономах Порфирородный (1042–1054) благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая её замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Икона «Одигитрия» («Путеводительница») сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов.