Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость»
Время создания
Конец XVIII века
Размер
37x31,5 см
Техника
Дерево, левкас, темпера
Коллекция
4
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость»
#6
#2
Название образа «Всех Скорбящих Радость» — это первая строчка одной из богородичных молитв. Исследователи считают, что у этого сюжета нет единой канонической схемы исполнения, он существует во множестве вариантов. Например, в ранних версиях вокруг Богородицы не рисовали страждущих, они появились только после того, как икона прославилась, совершив чудо.
Согласно легенде, это произошло в 1688 году. Тогда благодаря молитве перед этой иконой в московском храме Преображения родная сестра Патриарха Иоакима, Ефимия, вылечилась от тяжёлой болезни. После этого помолиться за исцеление перед иконой стали приходить больные, а скорбящие шли за утешением со всей Москвы и, по преданию, многим Богородица помогла.
#3
Иконография
#4
Икону из экспозиции создал неизвестный мастер в конце XVIII века в Невьянске — крупном старообрядческом иконописном центре. Художник выполнил образ на золотом фоне, а лица изобразил очень натуралистично. Такая стилистика восходит к традиции мастеров из Оружейной палаты.
#5
Богоматерь автор написал в полный рост, в царственных одеждах. На голове у нее корона, а под ней белая накидка. Одета Богородица в синий хитон и бордовый мафорий — длинное женское покрывало. В правой руке у Неё жезл, который символизирует власть и достоинство. На левой руке — Младенец Иисус. На голове у Него также изображена корона. Одет Он в голубой хитон и завернут в гиматий (накидку) кораллового цвета. Яркий праздничный колорит художник построил на сочетании разных оттенков красного и синего. Особое внимание мастер уделил прорисовке райских цветов по бокам от Богородицы — они являются символом благодати.
Богородицу и Иисуса окружают страждущие, которых утешают ангелы. Их изображения мастер дополнил свитками. В них речь идёт о милости, которую Богородица даёт всем, кто к ней обращается: печальным — утешение, нагим — одеяние, голодным — пропитание. Традиционно в верхних углах иконописцы изображали солнце, как образ славы Божества, и луну, как образ видимого мира. Однако на этой иконе вместо них мастер запечатлел два образа. Слева он написал Тихвинскую икону Богоматери, справа — священномученика Максима.
#7
Музей «Новый Иерусалим»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость»
Время создания
Конец XVIII века
Размер
37x31,5 см
Техника
Дерево, левкас, темпера
Коллекция
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться