Икона «Богоматерь Неувядаемый цвет» — это живописная копия знаменитой одноименной иконы Тихона Филатьева 1691 года из церкви Рождества Богородицы в Голутвинском переулке в Москве.
Ее иконография (устоявшийся способ написания сюжета) сложилась на основе текстов византийских гимнов-акафистов — песнопений, прославляющих Богородицу. В них Деву Марию называли «цветом нетления», «жезлом Аароновым», «крином неувядаемым». От поэтичного образа «цвет неувядаемый» возник этот тип икон. В России он появился, вероятно, благодаря работе над росписью храмов Московского Кремля во второй половине XVII века: художники в тот момент обращались к гимнам-акафистам Богородице.
«Богоматерь Неувядаемый цвет» принято изображать в царском венце и с жезлом в правой руке, который процвел райскими цветами. Это отсылка к ветхозаветному образу Девы Марии как к «жезлу из корене Иессеева». Левой рукой Богородица поддерживает младенца Христа в царском облачении: он стоит на престоле в венце, со скипетром и державой в руках. Композиция иконы наполнена ветхозаветными символами Богоматери: свеча, райское дерево, кадило, царские палаты, звезда.
Икону из собрания музея написала палехская художница Татьяна Ходова. Важно, что она создала не просто копию с древней живописи Филатьева: лик Богоматери на палехском образе гораздо мягче, нежнее, без той нотки грусти, которая присутствует в первом образе. Цветы на жезле прописаны по-палехски подробно и тонко.
Большое внимание художница уделила цветовой гамме иконы. Она создала ее на основе сочетания золотисто-желтого, киноварного красного, оранжевого и коричневого цветов. Колорит получился очень теплым и поэтому создает ощущение света, радости и покоя. Традиционно эта икона считается покровительницей брака — ей молятся с просьбами о семейном счастье.
Татьяна Ходова — заслуженный художник России и член Союза художников. Она родилась в 1942 году в городе Шуе Ивановской области. В 1959–1964 годах училась в Палехском художественном училище и с 1964 года работала в Палехских художественно-производственных мастерских. В 1992 году участвовала в создании иконостаса церкви Ильи Пророка в Палехе. Чаще всего в ее работах встречаются фольклорные образы, литературные сюжеты и жанровые сцены.
Ее иконография (устоявшийся способ написания сюжета) сложилась на основе текстов византийских гимнов-акафистов — песнопений, прославляющих Богородицу. В них Деву Марию называли «цветом нетления», «жезлом Аароновым», «крином неувядаемым». От поэтичного образа «цвет неувядаемый» возник этот тип икон. В России он появился, вероятно, благодаря работе над росписью храмов Московского Кремля во второй половине XVII века: художники в тот момент обращались к гимнам-акафистам Богородице.
«Богоматерь Неувядаемый цвет» принято изображать в царском венце и с жезлом в правой руке, который процвел райскими цветами. Это отсылка к ветхозаветному образу Девы Марии как к «жезлу из корене Иессеева». Левой рукой Богородица поддерживает младенца Христа в царском облачении: он стоит на престоле в венце, со скипетром и державой в руках. Композиция иконы наполнена ветхозаветными символами Богоматери: свеча, райское дерево, кадило, царские палаты, звезда.
Икону из собрания музея написала палехская художница Татьяна Ходова. Важно, что она создала не просто копию с древней живописи Филатьева: лик Богоматери на палехском образе гораздо мягче, нежнее, без той нотки грусти, которая присутствует в первом образе. Цветы на жезле прописаны по-палехски подробно и тонко.
Большое внимание художница уделила цветовой гамме иконы. Она создала ее на основе сочетания золотисто-желтого, киноварного красного, оранжевого и коричневого цветов. Колорит получился очень теплым и поэтому создает ощущение света, радости и покоя. Традиционно эта икона считается покровительницей брака — ей молятся с просьбами о семейном счастье.
Татьяна Ходова — заслуженный художник России и член Союза художников. Она родилась в 1942 году в городе Шуе Ивановской области. В 1959–1964 годах училась в Палехском художественном училище и с 1964 года работала в Палехских художественно-производственных мастерских. В 1992 году участвовала в создании иконостаса церкви Ильи Пророка в Палехе. Чаще всего в ее работах встречаются фольклорные образы, литературные сюжеты и жанровые сцены.