Одной из самых известных традиционных русских игрушек считается деревянная композиция «Мужик и медведь», или «Кузнецы». Эти фигурки появились более 300 лет назад в поселке Богородское Московской области, который c XVII века был центром кустарного производства деревянных игрушек.
По легенде, первую богородскую игрушку сделала местная жительница для своих детей. Она же дала ей название «аука» — так в народе называли лесных духов. Когда дети потеряли к ней интерес, отец забрал игрушку с собой на ярмарку. Там она понравилась одному купцу, и он приобрел ее для украшения своей лавки. Однако у купца ее быстро перекупили, и в следующий раз он заказал целую партию. Так и появилось производство этих игрушек-механизмов.
Поначалу такие поделки были исключительно крестьянским промыслом: фигурки вырезали в свободное от полевых работ время и в основном под заказ. Чем лучше была древесина, тем качественнее получались из нее игрушки. Поэтому из материала без гнили и сучков обычно делали изделия на продажу, а щепки и обрезки использовали для вырезания домашних фигурок. Со временем популярность богородских игрушек сильно возросла, поэтому стали открываться специализированные мастерские.
Принцип действия игрушки «Кузнецы» предельно прост: при перемещении параллельных планок то в одну, то в другую сторону мужик и медведь начинают поочередно стучать молотками по наковальне.
В прошлых столетиях были популярны и другие игрушки, которые работали по похожему принципу. Те же мужик с медведем могли пилить дерево или рубить дрова, зайчик поедал морковку, курочки клевали зерна, а кот-рыболов подсекал пойманную рыбку.
Подвижную игрушку такого типа мог сделать любой резчик по дереву. С помощью ножичка мастер распиливал деревянную чурку на несколько частей, а затем выполнял тонкую работу: вырезал силуэты и наносил на них мелкие детали.
В старину из дерева чаще всего вырезали фигурки животных и людей, героев народных сказаний и басен. Часто они имели символическое значение. Например, козел олицетворял добрые силы и покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, а олень — изобилие и удачный брак.
По легенде, первую богородскую игрушку сделала местная жительница для своих детей. Она же дала ей название «аука» — так в народе называли лесных духов. Когда дети потеряли к ней интерес, отец забрал игрушку с собой на ярмарку. Там она понравилась одному купцу, и он приобрел ее для украшения своей лавки. Однако у купца ее быстро перекупили, и в следующий раз он заказал целую партию. Так и появилось производство этих игрушек-механизмов.
Поначалу такие поделки были исключительно крестьянским промыслом: фигурки вырезали в свободное от полевых работ время и в основном под заказ. Чем лучше была древесина, тем качественнее получались из нее игрушки. Поэтому из материала без гнили и сучков обычно делали изделия на продажу, а щепки и обрезки использовали для вырезания домашних фигурок. Со временем популярность богородских игрушек сильно возросла, поэтому стали открываться специализированные мастерские.
Принцип действия игрушки «Кузнецы» предельно прост: при перемещении параллельных планок то в одну, то в другую сторону мужик и медведь начинают поочередно стучать молотками по наковальне.
В прошлых столетиях были популярны и другие игрушки, которые работали по похожему принципу. Те же мужик с медведем могли пилить дерево или рубить дрова, зайчик поедал морковку, курочки клевали зерна, а кот-рыболов подсекал пойманную рыбку.
Подвижную игрушку такого типа мог сделать любой резчик по дереву. С помощью ножичка мастер распиливал деревянную чурку на несколько частей, а затем выполнял тонкую работу: вырезал силуэты и наносил на них мелкие детали.
В старину из дерева чаще всего вырезали фигурки животных и людей, героев народных сказаний и басен. Часто они имели символическое значение. Например, козел олицетворял добрые силы и покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, а олень — изобилие и удачный брак.