В игольниках из трубчатых костей крупных птиц в древности хранили швейные иглы.
Костяные игольники были распространены не только в поселениях около озера Байкал. Похожие предметы ученые находили на археологических объектах, которые датировали эпохами неолита и палеометалла, в разных местах. Начиная с Западной Сибири, Чукотки, Приморья, Камчатки, Сахалина и Хоккайдо и заканчивая Северо-Западной Америкой. Поэтому считается, что футляры для игл использовали во многих культурах с каменного века до Средневековья. В разные периоды менялся лишь материал, из которого изготавливали подобные предметы.
В период появления в обиходе человека металлов (около 3–2 тысячелетия до нашей эры) наряду с костяными появились металлические игольники примерно тех же форм и размеров. В погребениях глазковской культуры встречаются игольники-трубочки — они свернуты из предварительно расплющенных тонких листов меди.
Игольники подобной формы изготавливали многие народы: лопари, тунгусы, гиляки, айну. Чукчи, например, использовали металлические игольники до начала ХХ века. Их создавали по эскимосскому образцу: полые трубочки, в которых хранили железные иглы, находились в куске тюленьей кожи. Через футляр продевали специальный ремешок с шариком на конце. На одном конце закрепляли иглы, а на другом — крючок из моржового клыка, который цепляли за пояс одежды.
В отличие от футляров, способы изготовления и внешний вид игл не менялись с течением времени. Для шитья одежды и создания инвентаря использовали нитки из сухожилий животных — их ценили за прочность и долговечность.
Коренные народы Нижнего Амура: нанайцы, орочи, негидальцы, ульчи, — кроме традиционных жильных ниток, умели делать нитки из рыбьей кожи, плавательного пузыря крупной рыбы, кровеносных артерий оленей или лосей, а также из растительных волокон. Например, из крапивы: растение собирали осенью, а затем просушивали и разминали в деревянной ступе или расколачивали камнями. Иногда нити красили естественными красителями: отваром ягод, трав, корней или коры.
Костяные игольники были распространены не только в поселениях около озера Байкал. Похожие предметы ученые находили на археологических объектах, которые датировали эпохами неолита и палеометалла, в разных местах. Начиная с Западной Сибири, Чукотки, Приморья, Камчатки, Сахалина и Хоккайдо и заканчивая Северо-Западной Америкой. Поэтому считается, что футляры для игл использовали во многих культурах с каменного века до Средневековья. В разные периоды менялся лишь материал, из которого изготавливали подобные предметы.
В период появления в обиходе человека металлов (около 3–2 тысячелетия до нашей эры) наряду с костяными появились металлические игольники примерно тех же форм и размеров. В погребениях глазковской культуры встречаются игольники-трубочки — они свернуты из предварительно расплющенных тонких листов меди.
Игольники подобной формы изготавливали многие народы: лопари, тунгусы, гиляки, айну. Чукчи, например, использовали металлические игольники до начала ХХ века. Их создавали по эскимосскому образцу: полые трубочки, в которых хранили железные иглы, находились в куске тюленьей кожи. Через футляр продевали специальный ремешок с шариком на конце. На одном конце закрепляли иглы, а на другом — крючок из моржового клыка, который цепляли за пояс одежды.
В отличие от футляров, способы изготовления и внешний вид игл не менялись с течением времени. Для шитья одежды и создания инвентаря использовали нитки из сухожилий животных — их ценили за прочность и долговечность.
Коренные народы Нижнего Амура: нанайцы, орочи, негидальцы, ульчи, — кроме традиционных жильных ниток, умели делать нитки из рыбьей кожи, плавательного пузыря крупной рыбы, кровеносных артерий оленей или лосей, а также из растительных волокон. Например, из крапивы: растение собирали осенью, а затем просушивали и разминали в деревянной ступе или расколачивали камнями. Иногда нити красили естественными красителями: отваром ягод, трав, корней или коры.