Внутри ненецкого дома — чума — каждое место с древности имеет свое назначение. В центре установлен священный шест, который ненцы называют «симзы». За ним находится сакральное место — «си», заходить в которое разрешено только старшим мужчинам семьи. В си расположен священный ларь, а в нем хранятся идолы-духи — покровители рода и очага.
Прикасаться к ним, совершать ритуальные действия и передавать по наследству могли только мужчины.
Весь окружающий мир для ненцев был наполнен духами, которые всюду сопровождали людей. Они могли стать причиной болезней и неудачи, а могли помочь в охоте и промысле. Ненцы поклонялись своим богам в специальных святилищах, а их проводником в мир духов был шаман.
Домашних идолов ненцы называли «мяд’хэхэ» — это были небольшие камни или фигурки из дерева, напоминавшие человека или животное. Идолов одевали в меховую или суконную одежду ненецкого покроя. Одежда могла быть мужской или женской, а часто на одну фигурку надевали по несколько костюмов один на другой. Каждый новый наряд шили в благодарность идолу за оказанную помощь.
Ненецкие идолы разделялись на родовых, семейных и личных, всем им приносили жертву. Ненцы особенно почитали покровительницу семьи Мяд-пухуця, чье имя переводится как «хозяйка чума» или «старуха». Это был дух женщин, деторождения и материнства, единственный домашний идол, к которому было разрешено прикасаться женщинам. Кукла принадлежала старшей женщине в семье, которая хранила идола в изголовье своей постели.
Предназначение куклы связано с понятием «мать Земля» и названиями «Ден ката», земная бабушка, и «Мят пуша», хозяйка чума. Кукла увеличивалась в размерах каждый раз, когда в качестве благодарности ей дарили новую ягушку — кусочек ситцевой ткани. Ткань оборачивали вокруг туловища, и по всем лоскуткам можно было сосчитать, сколько раз она помогла людям. Вместо лица кукле часто вставляли медную бляшку, сверху пришивали шапку, а на ноги надевали обувь — пимы.
После смерти старшей женщины «хозяйка чума» переходила по наследству следующей по старшинству родственнице. Связь домашних духов с этапами жизни лесных ненцев: рождением, браком и смертью — была неразрывна. Вокруг нее появлялось множество мифологических образов, обогащавших духовный мир северных племен.
Прикасаться к ним, совершать ритуальные действия и передавать по наследству могли только мужчины.
Весь окружающий мир для ненцев был наполнен духами, которые всюду сопровождали людей. Они могли стать причиной болезней и неудачи, а могли помочь в охоте и промысле. Ненцы поклонялись своим богам в специальных святилищах, а их проводником в мир духов был шаман.
Домашних идолов ненцы называли «мяд’хэхэ» — это были небольшие камни или фигурки из дерева, напоминавшие человека или животное. Идолов одевали в меховую или суконную одежду ненецкого покроя. Одежда могла быть мужской или женской, а часто на одну фигурку надевали по несколько костюмов один на другой. Каждый новый наряд шили в благодарность идолу за оказанную помощь.
Ненецкие идолы разделялись на родовых, семейных и личных, всем им приносили жертву. Ненцы особенно почитали покровительницу семьи Мяд-пухуця, чье имя переводится как «хозяйка чума» или «старуха». Это был дух женщин, деторождения и материнства, единственный домашний идол, к которому было разрешено прикасаться женщинам. Кукла принадлежала старшей женщине в семье, которая хранила идола в изголовье своей постели.
Предназначение куклы связано с понятием «мать Земля» и названиями «Ден ката», земная бабушка, и «Мят пуша», хозяйка чума. Кукла увеличивалась в размерах каждый раз, когда в качестве благодарности ей дарили новую ягушку — кусочек ситцевой ткани. Ткань оборачивали вокруг туловища, и по всем лоскуткам можно было сосчитать, сколько раз она помогла людям. Вместо лица кукле часто вставляли медную бляшку, сверху пришивали шапку, а на ноги надевали обувь — пимы.
После смерти старшей женщины «хозяйка чума» переходила по наследству следующей по старшинству родственнице. Связь домашних духов с этапами жизни лесных ненцев: рождением, браком и смертью — была неразрывна. Вокруг нее появлялось множество мифологических образов, обогащавших духовный мир северных племен.