Описание древнего языческого культа Шайтана у остяков (хантов) первым в российской науке составил историк и географ, член Петербургской Академии наук, Герард Фридрих Миллер. О кровавом культе Шайтана Миллер упоминает в описаниях образа жизни хантов Нижнего Приобья. Миллер указывает, что самый большой и почитаемый язычниками идол Шайтана примерно в 1670 году был установлен хантами в районе Шайтанских юрт, а затем был увезен на реку Конду в Нагарчевские юрты и там простоял еще несколько лет. На реку Обь идол был привезен язычниками из Перми после того, как пермяки приняли крещение и отказались от почитания деревянного божка. Идол, стоявший на Шайтанских юртах, был, по словам Миллера, «знатнейшим», и к нему на поклон съезжались даже сургутские и обдорские ханты.
Ханты называли божка «Мастер-лунх», а русские называли «Мастерковым» — по имени шайтанщика Мастера, который и держал на своей земле изображение Шайтана. Шайтан «жил» в особом лабазе — амбаре, обитом изнутри красным сукном. По обе стороны от него стояли две женских фигуры, сделанные из вязанок березового хвороста. Очевидно, это были «жены» божка, которые были одеты в богатые женские одежды. В их одежду бесплодные хантыйские женщины в качестве приношений засовывали тряпичных кукол — просили детей. На стенах амбара висело множество шкур соболей и лисиц, приношений. Казаки свидетельствовали, что шайтанщики отнюдь не ждали, когда ханты сами принесут Шайтану пожертвования, — они сами объезжали «подопечных» и собирали с них дань в пользу идола. Через некоторое время после того, как шкуры повисят на стенах лабаза, шаманы продавали их, а деньги оставляли себе. Однако ханты одаривали свое божество не только шкурками или деньгами — они отдавали шайтанщикам лошадей, оленей и даже девушек. Шаман распоряжался подарком по собственному усмотрению, иногда он мог даже наделить рабыню приданым и выдать замуж. Кроме амбарных шайтанов, у хантов было множество вырезанных из дерева «болванов», которым они поклонялись.
Найденный на территории города Лабытнанги экспонат является культовым идолом и представляет собой божество народа ханты. Стилизованное человеческое туловище выполнено из цельного куска дерева. На туловище символично изображен пупок, а на металлической маске лица — нос, рот, глаза, брови. На скульптуре закреплены фрагменты ткани.