Деревянный идол, изображающий гагару — ритуальное шаманское приспособление. Эвенки, как и многие другие народы, обладают уникальными особенностями духовной и материальной культуры — свой фольклорный жанр и орнаменты они создавали на основе длительных наблюдений за природой и животными.
Птицы и звери в сказках антропоморфны: они обладают даром человеческой речи, им свойственны человеческие действия и чувства. Самыми популярными персонажами в мире птиц являются гагара и лебедь — они символизируют у эвенков небесный мир и являются ведущими персонажами шаманской мифологии. Летящих птиц в виде косяка изображали на шаманских столбах, и возглавляли этот косяк лебеди, гагары и орлы. За ними всегда летели утки и только потом — синицы и другие мелкие птицы, которые обозначали ведомых людей. При полете гагара и лебедь занимали одно из первых мест в строю, а также летали выше, чем большинство других птиц, поскольку их основная задача — отгонять злых духов от шаманской души.
Гагара также выступала в роли помощника при сотворении земли. Бог верхнего мира Хэвэки попросил ее принести кусочек земли со дна моря, она принесла, но не отдала, так как сама хотела быть творцом мира. Тогда Хэвэки прогнал ее и наделил другим предназначением — быть носителем шаманской души водной стихии. Встречался также сюжет, где гагару создает злой дух Харги.
Шкурку гагары использовали в священных амулетах. Эвенки выбрали эту птицу посредником между нижним миром и миром людей, потому что она превосходно плавает и ныряет, основательно погрузившись в воду. Также гагара очень осторожна, а ее темная окраска символизирует связь с миром теней.
Символ гагары использовался эвенками в декоративно-прикладном искусстве. Например, одежда с вышитой гагарой обладала чудесными свойствами: давала защиту от злых духов и притягивала удачу на промысле.
В целом, орнитологическая символика эвенков отражала архаические пласты в их культуре: каждый хотел отличаться, быть особенным в этом мире, и птицы занимали важное место в этой модели мировоззрения, являлись основным звеном в проведении шаманского обряда, изображения птиц играли роль оберега.
Птицы и звери в сказках антропоморфны: они обладают даром человеческой речи, им свойственны человеческие действия и чувства. Самыми популярными персонажами в мире птиц являются гагара и лебедь — они символизируют у эвенков небесный мир и являются ведущими персонажами шаманской мифологии. Летящих птиц в виде косяка изображали на шаманских столбах, и возглавляли этот косяк лебеди, гагары и орлы. За ними всегда летели утки и только потом — синицы и другие мелкие птицы, которые обозначали ведомых людей. При полете гагара и лебедь занимали одно из первых мест в строю, а также летали выше, чем большинство других птиц, поскольку их основная задача — отгонять злых духов от шаманской души.
Гагара также выступала в роли помощника при сотворении земли. Бог верхнего мира Хэвэки попросил ее принести кусочек земли со дна моря, она принесла, но не отдала, так как сама хотела быть творцом мира. Тогда Хэвэки прогнал ее и наделил другим предназначением — быть носителем шаманской души водной стихии. Встречался также сюжет, где гагару создает злой дух Харги.
Шкурку гагары использовали в священных амулетах. Эвенки выбрали эту птицу посредником между нижним миром и миром людей, потому что она превосходно плавает и ныряет, основательно погрузившись в воду. Также гагара очень осторожна, а ее темная окраска символизирует связь с миром теней.
Символ гагары использовался эвенками в декоративно-прикладном искусстве. Например, одежда с вышитой гагарой обладала чудесными свойствами: давала защиту от злых духов и притягивала удачу на промысле.
В целом, орнитологическая символика эвенков отражала архаические пласты в их культуре: каждый хотел отличаться, быть особенным в этом мире, и птицы занимали важное место в этой модели мировоззрения, являлись основным звеном в проведении шаманского обряда, изображения птиц играли роль оберега.