Церковь Архангела Михаила в подмосковной усадьбе Архангельское, изображенная на картине, была построена в 1667 году. Этот храм является самым старинным из всех зданий, сохранившихся на территории усадьбы до наших дней.
Во второй половине XVII века усадьбой владели бояре Одоевские. По заказу Якова Одоевского в Архангельском начали строить новый каменный храм. Исследователи предполагают, что его зодчим был крепостной Павел Потехин, который незадолго до этого построил для Михаила Черкасского, родственника Одоевских, церковь в селе Николо-Урюпине.
Композиция церкви первоначально была асимметричной. В центре располагался одноглавый четверик — четырехугольное сооружение с одним куполом. Примыкающие к нему пристройки-приделы архитектор разместил не на одной линии, а по диагонали. Центральная часть и приделы завершались высокой пирамидой кокошников, увенчанной одной луковичной главкой. Такие храмы называются «огненными».
Кокошником в архитектуре называют полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент.
На центральной пирамиде расположились четыре ряда кокошников, а у приделов их было по три. Барабан главного купола был световым, с узкими прорезями окошек. Он опирался на распалубку, которая прорезала сомкнутый свод. Благодаря такому решению небольшой храм казался внутри просторнее и выше. В стенах церкви были прорезаны окошки с простыми наличниками.
В начале XIX века при князьях Юсуповых храм частично перестроили. Оригинальную композицию нарушили в угоду канонам классицизма: юго-западный придел разобрали и перенесли симметрично северо-восточному, увеличили крытые паперти. «Огненные» завершения, за которыми было сложно ухаживать, заменили на простые четырехскатные кровли, небольшие окна растесали. К западу от храма возвели трехъярусную колокольню со шпилем, до наших дней она не сохранилась.
В 1826 году церковь с северной стороны обнесли оградой из камня, декорированной мелкой галькой. В центре ограды установили святые ворота, а по бокам — деревянные трехъярусные башни со шпилями.
В советское время усадьбу Архангельское национализировали и превратили в музей. Церковь в 1964–1965 годах реставрировали: разобрали классицистическую колокольню, на центральной части и северном приделе восстановили «огненные» завершения. Верхнюю часть придела оставили такой, какая она была, а окнам вернули первоначальную форму.
Во второй половине XVII века усадьбой владели бояре Одоевские. По заказу Якова Одоевского в Архангельском начали строить новый каменный храм. Исследователи предполагают, что его зодчим был крепостной Павел Потехин, который незадолго до этого построил для Михаила Черкасского, родственника Одоевских, церковь в селе Николо-Урюпине.
Композиция церкви первоначально была асимметричной. В центре располагался одноглавый четверик — четырехугольное сооружение с одним куполом. Примыкающие к нему пристройки-приделы архитектор разместил не на одной линии, а по диагонали. Центральная часть и приделы завершались высокой пирамидой кокошников, увенчанной одной луковичной главкой. Такие храмы называются «огненными».
Кокошником в архитектуре называют полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент.
На центральной пирамиде расположились четыре ряда кокошников, а у приделов их было по три. Барабан главного купола был световым, с узкими прорезями окошек. Он опирался на распалубку, которая прорезала сомкнутый свод. Благодаря такому решению небольшой храм казался внутри просторнее и выше. В стенах церкви были прорезаны окошки с простыми наличниками.
В начале XIX века при князьях Юсуповых храм частично перестроили. Оригинальную композицию нарушили в угоду канонам классицизма: юго-западный придел разобрали и перенесли симметрично северо-восточному, увеличили крытые паперти. «Огненные» завершения, за которыми было сложно ухаживать, заменили на простые четырехскатные кровли, небольшие окна растесали. К западу от храма возвели трехъярусную колокольню со шпилем, до наших дней она не сохранилась.
В 1826 году церковь с северной стороны обнесли оградой из камня, декорированной мелкой галькой. В центре ограды установили святые ворота, а по бокам — деревянные трехъярусные башни со шпилями.
В советское время усадьбу Архангельское национализировали и превратили в музей. Церковь в 1964–1965 годах реставрировали: разобрали классицистическую колокольню, на центральной части и северном приделе восстановили «огненные» завершения. Верхнюю часть придела оставили такой, какая она была, а окнам вернули первоначальную форму.