Хоругвь с изображением Иоанна Богослова и Архангела Михаила стала одной из реликвий саранского ополчения, участвовавшего в войне с Наполеоном. Это церковное знамя сопровождало ополченцев в заграничном походе русской армии до самого Парижа. После завершения боевых действий реликвию вернули в макаровскую Иоанно-Богословскую церковь, где она изначально и находилась.
На одной стороне хоругви автор масляными красками изобразил апостола Иоанна Богослова, на другой — Архангела Михаила. Евангелист Иоанн написан в виде старца, держащего в руках книгу, поскольку он является автором одного из четырех канонических текстов Евангелия, книги Откровения и трех посланий, вошедших в Новый Завет.
На одной стороне хоругви автор масляными красками изобразил апостола Иоанна Богослова, на другой — Архангела Михаила. Евангелист Иоанн написан в виде старца, держащего в руках книгу, поскольку он является автором одного из четырех канонических текстов Евангелия, книги Откровения и трех посланий, вошедших в Новый Завет.
Архангела Михаила именовали «архистратигом» (т.е. воеводой) сил небесных, и изображен он виде крылатого юноши в доспехах, держащего огненный меч.
Очень много времени ушло на изучение хоругви. Исследовать религиозное знамя было сложно из-за его состояния. Однако прочитать имя автора все-таки удалось в надписи, размещенной справа. Она гласит: «В бытность господина полковника Александра Ивановича Полянского принадлежити (одно слово утрачено) церкви Иоанна Богослова иерей Иван Федоров ратабо».
Установление авторства стало открытием, потому что, иконописцы, как правило, никогда не подписывали своих работ. При изучении архивов, удалось выяснить, что Иван Федоров был священником в макаровской церкви Иоанна Богослова с 1760 по 1769 год.
Обнаруженная надпись помогла выяснить, что полотнище он выполнил в селе Макаровка.
Большую роль в уточнении времени создания хоругви сыграло изучение биографии помещика Александра Ивановича Полянского, о котором также говорится в одной из надписей. В русской армии он дослужился до полковника в 1754 г., а в феврале 1765 года оставил военное дело и стал статским советником. В надписи он назван еще полковником, следственно время создания артефакта — между 1764 и 1765 гг. Во время боевых действий помещики Полянские отдали в Саранское ополчение 68 человек из своих крепостных. Из этих людей 40 были прихожанами макаровской церкви.
Есть предположение, что именно по настоянию помещика Полянского ополченцы взяли в военный поход хоругвь, которая, возможно, была единственным религиозным знаменем на все Саранское ополчение. Этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что оно практически стало православным символом всего уезда, а не только села.
Реликвия попала в музей вместе с вещами, изъятыми из закрытой Иоанно-Богословской церкви села Макаровка в 1923 году. Состояние ее было весьма неудовлетворительным, а из-за экспонирования оно и вовсе заметно ухудшилось. Реставрировать полотнище начали в 2009 году. Его восстановлением сотрудники ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря занимались в целом четыре года.
Обнаруженная надпись помогла выяснить, что полотнище он выполнил в селе Макаровка.
Большую роль в уточнении времени создания хоругви сыграло изучение биографии помещика Александра Ивановича Полянского, о котором также говорится в одной из надписей. В русской армии он дослужился до полковника в 1754 г., а в феврале 1765 года оставил военное дело и стал статским советником. В надписи он назван еще полковником, следственно время создания артефакта — между 1764 и 1765 гг. Во время боевых действий помещики Полянские отдали в Саранское ополчение 68 человек из своих крепостных. Из этих людей 40 были прихожанами макаровской церкви.
Есть предположение, что именно по настоянию помещика Полянского ополченцы взяли в военный поход хоругвь, которая, возможно, была единственным религиозным знаменем на все Саранское ополчение. Этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что оно практически стало православным символом всего уезда, а не только села.
Реликвия попала в музей вместе с вещами, изъятыми из закрытой Иоанно-Богословской церкви села Макаровка в 1923 году. Состояние ее было весьма неудовлетворительным, а из-за экспонирования оно и вовсе заметно ухудшилось. Реставрировать полотнище начали в 2009 году. Его восстановлением сотрудники ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря занимались в целом четыре года.