Небольшое полотно Курбе принадлежит к числу самых ранних приобретений Сергея Щукина, не исключено что это одно из первых французских произведений в его собрании. Известно, что на раннем этапе коллекционер приобрел несколько образцов живописи французского реализма, хотя в дальнейшем он отдавал предпочтение более актуальным работам. Картина 1874 года — единственный образец «старой» доимпрессионистической живописи в собрании Щукина. Работа была исполнена в Швейцарии, в маленьком городке Тур-де-Пейльц. Здесь, на втором этаже гостиницы находилась мастерская Курбе, вынужденного оставить Францию в 1873 году.
Созданное на закате жизни великого мастера, это полотно в равной степени отличается и от ранних работ Курбе, и от произведений импрессионистов, устроивших в том же 1874 году свою первую независимую выставку. Провозглашая необходимость писать с натуры, изображать только то, что видит глаз и воспроизводить природу во всей ее достоверности, Гюстав Курбе, в отличие от художников следующего поколения, не стремится передать непосредственное, сиюминутное впечатление. Даже в своих малоформатных работах он добивается эффекта монументальности форм, неизменно подчеркивая объемность и материальность реального мира, наполненного светом и воздухом. Однако в картине «Хижина» важную роль играет и цвет.
Отдавая предпочтение высветленной палитре и мягким градациям в пределах одного тона, мастер смело использует цветовые акценты, выделяющиеся на фоне почти монохромной колористической гаммы. Вероятно, именно эта особенность и привлекла внимание московского коллекционера. По свидетельству Я. Тугенхольда, картина «Хижина в горах» экспонировалась в первой комнате галереи Щукина.