Хараус — продолговатый лоскуток домотканого холста, украшенный счетной вышивкой. По мнению исследователей хараусы в прошлом служили налобными повязками у башкирок. Его длина обуславливалась шириной холста (30 — 40 см), ширина могла колебаться от 8 до 16 см.
Хараусы вышивались косым стежком — мелкими, плотно прилегающими друг к другу диагональными стежками, застилающими рисунок внутри контура, обозначенного росписью. Для вышивки употреблялся красный или красно-коричневый шелк, в качестве дополнительных вкраплений использовались желтый, зеленый, синий цвета. Основным цветом иногда мог стать светло-коричневый, бежевый, в редких случаях фиолетовый. Контур рисунка прокладывался росписью, черной или темно-коричневой шерстяной нитью.
Вышивка на хараусе располагается в центральной части лоскутка. Орнаментальная композиция вписывается в треугольник или трапециевидную фигуру.
Орнамент хараусов представлен геометрическими мотивами и геральдическими композициями из пары противостоящих животных или птиц, обращенных к центральной фигуре. В традиционной башкирской вышивке ее можно встретить только на хараусах. Обычно башкирскими вышивальщицами изображались стилизованные птицы, но сохранились отдельные хараусы с изображениями коней и оленей.
В своей книге «Орнамент счетной вышивки башкир» Елена Евгеньевна Нечвалода описывает особенности изображения животных на хараусах: «…Спина и живот оленя также имеют „изломы“, в результате чего их туловища имеют „осиную талию“. Центральная фигура композиции трактуется либо как дерево, либо как антропоморфный мотив. И в том, и в другом случае она почти всегда завершается ромбом. Дерево изображалось …. кустом с пышной кроной в виде развилок сложного строения (в композиции с оленями)».
К числу популярнейших мотивов орнамента хараусов относится и восьмиконечная звезда. Часто встречаются вариации мотива, который мог восприниматься как стилизованное изображение человеческой фигуры. В основе большой группы мотивов лежат простейшие геометрические формы: ромб, квадрат, прямой или косой крест. Сочетаясь друг с другом, эти фигуры порождают множество производных мотивов.
К XX веку назначение хараусов было почти забыто, но они продолжали бытовать в качестве свадебных подарков. Некоторое время по традиции они оставались в приданом невесты.
Хараусы вышивались косым стежком — мелкими, плотно прилегающими друг к другу диагональными стежками, застилающими рисунок внутри контура, обозначенного росписью. Для вышивки употреблялся красный или красно-коричневый шелк, в качестве дополнительных вкраплений использовались желтый, зеленый, синий цвета. Основным цветом иногда мог стать светло-коричневый, бежевый, в редких случаях фиолетовый. Контур рисунка прокладывался росписью, черной или темно-коричневой шерстяной нитью.
Вышивка на хараусе располагается в центральной части лоскутка. Орнаментальная композиция вписывается в треугольник или трапециевидную фигуру.
Орнамент хараусов представлен геометрическими мотивами и геральдическими композициями из пары противостоящих животных или птиц, обращенных к центральной фигуре. В традиционной башкирской вышивке ее можно встретить только на хараусах. Обычно башкирскими вышивальщицами изображались стилизованные птицы, но сохранились отдельные хараусы с изображениями коней и оленей.
В своей книге «Орнамент счетной вышивки башкир» Елена Евгеньевна Нечвалода описывает особенности изображения животных на хараусах: «…Спина и живот оленя также имеют „изломы“, в результате чего их туловища имеют „осиную талию“. Центральная фигура композиции трактуется либо как дерево, либо как антропоморфный мотив. И в том, и в другом случае она почти всегда завершается ромбом. Дерево изображалось …. кустом с пышной кроной в виде развилок сложного строения (в композиции с оленями)».
К числу популярнейших мотивов орнамента хараусов относится и восьмиконечная звезда. Часто встречаются вариации мотива, который мог восприниматься как стилизованное изображение человеческой фигуры. В основе большой группы мотивов лежат простейшие геометрические формы: ромб, квадрат, прямой или косой крест. Сочетаясь друг с другом, эти фигуры порождают множество производных мотивов.
К XX веку назначение хараусов было почти забыто, но они продолжали бытовать в качестве свадебных подарков. Некоторое время по традиции они оставались в приданом невесты.