1 / 15
#1
Константин Терешкович
Хаджи-Мурат
#2
#3
Константин Терешкович родился в селе Мещерское, недалеко от Москвы, в семье врача. С 1911 года занимался живописью в детских студиях Константина Юона, Ильи Машкова и Федора Рерберга. В 1913-м посетил галерею Щукина, где впервые познакомился с работами импрессионистов, Винсента Ван Гога и Анри Матисса. В 1917 году Терешкович окончил реальное училище и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс Павла Кузнецова, но занятия в училище оборвали революция и начавшаяся Гражданская война.
В 1920 году, после целого ряда злоключений, обусловленных реалиями военного времени, Терешкович оказывается в Марселе, а затем в Париже. Здесь он начинает заниматься в академии Гранд-Шомьер, знакомится с Михаилом Ларионовым, Виктором Бартом, Марком Шагалом, Хаимом Сутиным. С 1921 года Терешкович сотрудничал с литературно-художественным журналом «Удар» — для первого номера журнала он написал статью, направленную против эстетики «Мира искусства».
В парижской галерее «Анри» в 1925 году состоялась совместная выставка Терешковича и Андрея Ланского. В 1928-м вместе с Шагалом он экспонирует свои работы на выставке современного французского искусства в Москве. В 1930-е увлечение художника экспрессионизмом сменилось лирическим импрессионизмом, характерным для последовавших позднее его работ в изданиях livre d’artiste. С 1933 года Терешкович — член секции художников Союза деятелей русского искусства во Франции. В 1939-м вступил во французскую армию, участвовал в движении Сопротивления. В 1942 году получил французское гражданство.
После войны Терешкович стал одним из преуспевающих художников Франции: он писал портреты, пейзажи, исполнял картоны для фабрики гобеленов «Бовэ» и мануфактуры «Обюссон».
В 1949 году художник побывал в Цюрихе, где проходила выставка его работ, — и там, в мастерской Вольфенсберга, познакомился с техникой литографии. В 1950–1960-е годы он подолгу работал в Финляндии, Тунисе и Риме, много путешествовал. Персональные выставки работ Терешковича следовали одна за другой — в парижских галереях и за рубежом; также он участвовал в многочисленных коллективных экспозициях.
В 1951 году художник получил Большой приз первого биеннале в Ментоне. Был награжден орденом Почетного легиона и орденом Искусств и литературы.
Константин Терешкович скончался 13 июня 1978 года в Рокбрюн-Кап-Мартен, близ Ментоны.
В 1920 году, после целого ряда злоключений, обусловленных реалиями военного времени, Терешкович оказывается в Марселе, а затем в Париже. Здесь он начинает заниматься в академии Гранд-Шомьер, знакомится с Михаилом Ларионовым, Виктором Бартом, Марком Шагалом, Хаимом Сутиным. С 1921 года Терешкович сотрудничал с литературно-художественным журналом «Удар» — для первого номера журнала он написал статью, направленную против эстетики «Мира искусства».
В парижской галерее «Анри» в 1925 году состоялась совместная выставка Терешковича и Андрея Ланского. В 1928-м вместе с Шагалом он экспонирует свои работы на выставке современного французского искусства в Москве. В 1930-е увлечение художника экспрессионизмом сменилось лирическим импрессионизмом, характерным для последовавших позднее его работ в изданиях livre d’artiste. С 1933 года Терешкович — член секции художников Союза деятелей русского искусства во Франции. В 1939-м вступил во французскую армию, участвовал в движении Сопротивления. В 1942 году получил французское гражданство.
После войны Терешкович стал одним из преуспевающих художников Франции: он писал портреты, пейзажи, исполнял картоны для фабрики гобеленов «Бовэ» и мануфактуры «Обюссон».
В 1949 году художник побывал в Цюрихе, где проходила выставка его работ, — и там, в мастерской Вольфенсберга, познакомился с техникой литографии. В 1950–1960-е годы он подолгу работал в Финляндии, Тунисе и Риме, много путешествовал. Персональные выставки работ Терешковича следовали одна за другой — в парижских галереях и за рубежом; также он участвовал в многочисленных коллективных экспозициях.
В 1951 году художник получил Большой приз первого биеннале в Ментоне. Был награжден орденом Почетного легиона и орденом Искусств и литературы.
Константин Терешкович скончался 13 июня 1978 года в Рокбрюн-Кап-Мартен, близ Ментоны.
#4
Об издании
#5
Хаджи-Мурат, аварский вождь и военачальник, жил в первой половине XIX века. Он был бесстрашным воином, одним из самых известных персонажей Кавказской войны. Атаки его были известны агрессией и уверенностью, а отступления — непредсказуемостью. Лев Толстой восхищался смелостью и подвигами Хаджи-Мурата. Толстой, который в двадцатитрехлетнем возрасте попал на Кавказ и участвовал в военных действиях, в дневниках неоднократно упоминал события, связанные с Хаджи-Муратом. Неподдельный интерес к этой яркой личности вдохновил Толстого на создание повести «Хаджи-Мурат», которую писатель запретил публиковать при жизни.
В 1955 году франко-швейцарское общество библиофилов подготовило издание романа Толстого «Хаджи-Мурат» в формате livre d’artiste с литографиями Константина Терешковича. Издание распространялось только среди членов общества. В колофоне каждого экземпляра издания указано имя владельца — члена франко-швейцарского общества библиофилов.
Для издания Терешкович создал обширную серию цветных литографий, выполненных в характерной для художника импрессионистской манере. На фронтиспис издания художник поместил портрет Хаджи-Мурата. Просматривая литографии Терешковича, не ощущаешь, что герой — воин, участник военных действий на Кавказе. В серии иллюстраций практически отсутствуют изображения батальных сцен. Многие литографии органично встроены в текст; значительное внимание художник уделил портретным изображениям героев романа. Литографии очень качественно отпечатаны — создается полное ощущение, что перед вами оригинальные акварели.
«Хаджи-Мурат» с литографиями Терешковича — одно из самых оригинальных французских изданий livre d’artiste, созданных на основе произведений русской классики и вышедших в середине XX века.
В 1955 году франко-швейцарское общество библиофилов подготовило издание романа Толстого «Хаджи-Мурат» в формате livre d’artiste с литографиями Константина Терешковича. Издание распространялось только среди членов общества. В колофоне каждого экземпляра издания указано имя владельца — члена франко-швейцарского общества библиофилов.
Для издания Терешкович создал обширную серию цветных литографий, выполненных в характерной для художника импрессионистской манере. На фронтиспис издания художник поместил портрет Хаджи-Мурата. Просматривая литографии Терешковича, не ощущаешь, что герой — воин, участник военных действий на Кавказе. В серии иллюстраций практически отсутствуют изображения батальных сцен. Многие литографии органично встроены в текст; значительное внимание художник уделил портретным изображениям героев романа. Литографии очень качественно отпечатаны — создается полное ощущение, что перед вами оригинальные акварели.
«Хаджи-Мурат» с литографиями Терешковича — одно из самых оригинальных французских изданий livre d’artiste, созданных на основе произведений русской классики и вышедших в середине XX века.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Хаджи-Мурат
Время создания
1955
Размер
32,5x25 см
Коллекция
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться