Гривна — украшение в виде шейного обруча — известно с бронзового века.
В разное время и у разных народностей гривны изготавливали из бронзы, меди, железа, сплавов олова или биллона (серебра и меди), серебра или золота (золотые украшения известны по письменным источникам), украшали лепкой или гравировкой.
В X–XI веках на Руси такие ожерелья были знаками отличия, служили наградой для дружинников. Начиная с XII века их надевали и мужчины, и женщины как непременный атрибут свадебного обряда. Позднее украшение стало исключительно женским и пользовалось у долган большой популярностью до начала XX века.
Обруч считался оберегом от злых духов, которые, согласно верованиям, проникают в человека через открытые участки тела. Его отделка демонстрировала статус и достаток владельца.
По способу изготовления гривны делили на пластинчатые и дротовые. Первые, особенно распространенные в XI–XII веках, делали из пластинки, согнутой в широкое кольцо, полой или сплющенной. Технология изготовления вторых была разнообразнее. Металлический прут — дрот — перекручивали, создавая таким образом витиеватый узор. Сам дрот мог представлять в сечении круг, ромб, треугольник или более сложную фигуру. Могли перекручивать в «жгут» несколько прутов или не перекручивать дрот вовсе, оставляя его своеобразный разрез и украшая насечками или прорезным орнаментом. Во всех вариантах конструкция гривны оставалась жесткой и, как правило, не застегивалась, а просто сжималась до необходимого диаметра так, чтобы концы заходили один за другой.
Носили гривны поверх праздничного платья или шубы.
Представленное украшение (одно из двух, входящих в экспозицию) — часть долганского женского праздничного наряда. Оно изготовлено из серебра 500-й пробы якутского производства и украшено чеканкой.
Это сложное двухчастное шейно-наспинное украшение. Шейное кольцо декорировано якутским орнаментом. Со стороны спины к кольцу кожаными ремешками прикреплены две трапециевидные пластинки со сквозной резьбой, а к каждой пластинке — три цепочки по девять звеньев. Дальше они скрепляются цельной резной пластинкой, от которой идут новые цепочки по девять звеньев. К последним крепится пять подвесок. На груди к кольцу крепится на тонких полосках резная пластинка прямоугольной формы. Вверху — овальный вырез по овалу кольца. К пластинке крепятся восемь подвижно скрещенных между собой цепочек по девять звеньев с подвесками. Нагрудные подвески и звенья цепочки более ажурные, чем спинные.
В разное время и у разных народностей гривны изготавливали из бронзы, меди, железа, сплавов олова или биллона (серебра и меди), серебра или золота (золотые украшения известны по письменным источникам), украшали лепкой или гравировкой.
В X–XI веках на Руси такие ожерелья были знаками отличия, служили наградой для дружинников. Начиная с XII века их надевали и мужчины, и женщины как непременный атрибут свадебного обряда. Позднее украшение стало исключительно женским и пользовалось у долган большой популярностью до начала XX века.
Обруч считался оберегом от злых духов, которые, согласно верованиям, проникают в человека через открытые участки тела. Его отделка демонстрировала статус и достаток владельца.
По способу изготовления гривны делили на пластинчатые и дротовые. Первые, особенно распространенные в XI–XII веках, делали из пластинки, согнутой в широкое кольцо, полой или сплющенной. Технология изготовления вторых была разнообразнее. Металлический прут — дрот — перекручивали, создавая таким образом витиеватый узор. Сам дрот мог представлять в сечении круг, ромб, треугольник или более сложную фигуру. Могли перекручивать в «жгут» несколько прутов или не перекручивать дрот вовсе, оставляя его своеобразный разрез и украшая насечками или прорезным орнаментом. Во всех вариантах конструкция гривны оставалась жесткой и, как правило, не застегивалась, а просто сжималась до необходимого диаметра так, чтобы концы заходили один за другой.
Носили гривны поверх праздничного платья или шубы.
Представленное украшение (одно из двух, входящих в экспозицию) — часть долганского женского праздничного наряда. Оно изготовлено из серебра 500-й пробы якутского производства и украшено чеканкой.
Это сложное двухчастное шейно-наспинное украшение. Шейное кольцо декорировано якутским орнаментом. Со стороны спины к кольцу кожаными ремешками прикреплены две трапециевидные пластинки со сквозной резьбой, а к каждой пластинке — три цепочки по девять звеньев. Дальше они скрепляются цельной резной пластинкой, от которой идут новые цепочки по девять звеньев. К последним крепится пять подвесок. На груди к кольцу крепится на тонких полосках резная пластинка прямоугольной формы. Вверху — овальный вырез по овалу кольца. К пластинке крепятся восемь подвижно скрещенных между собой цепочек по девять звеньев с подвесками. Нагрудные подвески и звенья цепочки более ажурные, чем спинные.