Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Городище Иднакар IX–XIII века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Гребень

Время создания
IX–XIII век
Место создания
Уральское Прикамье
Размер
4x3,5 см
Техника
кость; резьба, ручная работа
0
Открыть в приложении
#2

Гребень для волос изготовлен из цельного фрагмента кости животного. Он дополнен ажурной прорезной рукоятью, сделанной в форме обращенных друг к другу голов коней. Сквозное отверстие в ней позволяло подвешивать гребень на ремень, чтобы всегда иметь его под рукой. Гребень украшен с одной стороны чешуйчатым орнаментом, а с другой — узором из треугольников.

Человек Средневековья был окружен верой в духов, язычеством, шаманизмом, тотемизмом. Он был суеверен, внимателен к знакам и обрядам. Самые простые вещи были наделены магическими свойствами: так, клык волка или медведя передавал охотнику силу дикого зверя, а перезвон женских украшений отгонял от хозяйки злые силы и порчу.

Костяной гребень был предметом личной гигиены, с его помощью укладывали волосы и вычесывали паразитов. Эта популярная в быту вещь часто упоминалась в устном народном творчестве удмуртов. В сказках гребень всегда защищал своего владельца от нечистой силы и помогал главному герою справиться с испытаниями.

Косторезы средневековой Удмуртии отличались высоким мастерством и создавали настоящие произведения искусства. Гребни, найденные на месте городища Иднакар, изящно вырезаны и декорированы. Иднакарские гребешки были для их владельцев не только простой повседневной принадлежностью, но и символом, который отражал их мировоззрение.

В музее «Иднакар» хранится более 100 односторонних гребней с зооморфными рукоятями, при этом каждый из них, несмотря на общий стиль, уникален. Характерная общая черта всех финно-угорских гребней — верхушка в форме зеркального изображения коней. Ряд ученых причисляют такие формы к «близнечному» сюжету.

В сако-скифской культуре композиции в виде двух противопоставленных всадников появились до нашей эры. Фигурные изображения коней перешли с деревянных на латунные гребни и сохранились вплоть до XIX века.

Костяной гребень из коллекции музея был найден во время археологических раскопок 1981 года на Солдырском городище Иднакар. Экспедиция Удмуртского института истории, языка и литературы была организована при Совете министров УАССР. Ажурный гребень с изображением вздыбленных коней друг против друга считается уникальным.

#6
1 / 3
Гребень
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Гребень

Время создания
IX–XIII век
Место создания
Уральское Прикамье
Размер
4x3,5 см
Техника
кость; резьба, ручная работа
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%