Первые гребни, которыми пользовался человек, вырезали из кости. Самый ранний такой аксессуар датируется III тысячелетием до нашей эры, его обнаружили на шведском острове Готланд. Со временем гребень стали использовать не только для расчесывания волос: его подвешивали как амулет, были и племена, которые украшали им жилище. В некоторых культурах гребни представляли такую же ценность, как оружие и домашняя утварь, поэтому, когда владелец умирал, их хоронили вместе с ним. Предметы, которые клали в погребение, должны были помочь умершему в посмертных странствиях.
На территории современной России использовали костяные гребни, деревянные, а также отлитые из металла. В Средневековой Волжской Булгарии гребни-подвески изготавливали из бронзы.
Экспонат из коллекции Болгарского музея-заповедника относится предположительно к XIII–XIV векам. Его выполнили в смешанной технике. Булгарские мастера сначала подготовили сплав меди — бронзу, затем отлили из него пластину. Для литья использовали каменные или глиняные формы. Археологи обнаружили следы литейной технологии «по восковому прототипу», когда форму для литья делали по восковой копии изделия. Однако эта технология не была популярной в те годы, она получила распространение позже и используется в разных странах до сих пор.
После того, как отлитая пластина остыла, булгары вырезали в ней зубья, рукоять, а затем отштамповали орнамент в виде окружностей с точкой в центре и зигзагообразных насечек. Ажурную рукоять выполнили в виде двух орнаментальных коней, которые смотрят в разные стороны. Между ними предусмотрели специальное кольцо для подвешивания на одежде.
Булгары считали, что конь — это священное животное, которое символизирует солнце. Поэтому его окружают языческие знаки — циркульный орнамент, связанный со светилом. Культ коня возник у племен лесной зоны, когда их основными способами добывания пищи стали земледелие и скотоводство.
Изображение коня у финно-угорских племен, живших в этой местности, можно было встретить не только на гребнях. Они изготавливали простые подвески, которые крепили на одежду или вешали на шею. В качестве декоративного элемента одежды встречались литые копытца — их закрепляли с помощью колец.
На территории современной России использовали костяные гребни, деревянные, а также отлитые из металла. В Средневековой Волжской Булгарии гребни-подвески изготавливали из бронзы.
Экспонат из коллекции Болгарского музея-заповедника относится предположительно к XIII–XIV векам. Его выполнили в смешанной технике. Булгарские мастера сначала подготовили сплав меди — бронзу, затем отлили из него пластину. Для литья использовали каменные или глиняные формы. Археологи обнаружили следы литейной технологии «по восковому прототипу», когда форму для литья делали по восковой копии изделия. Однако эта технология не была популярной в те годы, она получила распространение позже и используется в разных странах до сих пор.
После того, как отлитая пластина остыла, булгары вырезали в ней зубья, рукоять, а затем отштамповали орнамент в виде окружностей с точкой в центре и зигзагообразных насечек. Ажурную рукоять выполнили в виде двух орнаментальных коней, которые смотрят в разные стороны. Между ними предусмотрели специальное кольцо для подвешивания на одежде.
Булгары считали, что конь — это священное животное, которое символизирует солнце. Поэтому его окружают языческие знаки — циркульный орнамент, связанный со светилом. Культ коня возник у племен лесной зоны, когда их основными способами добывания пищи стали земледелие и скотоводство.
Изображение коня у финно-угорских племен, живших в этой местности, можно было встретить не только на гребнях. Они изготавливали простые подвески, которые крепили на одежду или вешали на шею. В качестве декоративного элемента одежды встречались литые копытца — их закрепляли с помощью колец.