Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История болгарской цивилизации»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Гребень-подвеска

Время создания
XIII–XIV век
Размер
6,7x4,3 см
Техника
сплав медный, литье пластины, пропил формы и зубьев, штамповка орнамента
1
Открыть в приложении
#1
Гребень-подвеска
#2
Первые гребни, которыми пользовался человек, вырезали из кости. Самый ранний такой аксессуар датируется III тысячелетием до нашей эры, его обнаружили на шведском острове Готланд. Со временем гребень стали использовать не только для расчесывания волос: его подвешивали как амулет, были и племена, которые украшали им жилище. В некоторых культурах гребни представляли такую же ценность, как оружие и домашняя утварь, поэтому, когда владелец умирал, их хоронили вместе с ним. Предметы, которые клали в погребение, должны были помочь умершему в посмертных странствиях.

На территории современной России использовали костяные гребни, деревянные, а также отлитые из металла. В Средневековой Волжской Булгарии гребни-подвески изготавливали из бронзы.

Экспонат из коллекции Болгарского музея-заповедника относится предположительно к XIII–XIV векам. Его выполнили в смешанной технике. Булгарские мастера сначала подготовили сплав меди — бронзу, затем отлили из него пластину. Для литья использовали каменные или глиняные формы. Археологи обнаружили следы литейной технологии «по восковому прототипу», когда форму для литья делали по восковой копии изделия. Однако эта технология не была популярной в те годы, она получила распространение позже и используется в разных странах до сих пор.

После того, как отлитая пластина остыла, булгары вырезали в ней зубья, рукоять, а затем отштамповали орнамент в виде окружностей с точкой в центре и зигзагообразных насечек. Ажурную рукоять выполнили в виде двух орнаментальных коней, которые смотрят в разные стороны. Между ними предусмотрели специальное кольцо для подвешивания на одежде.

Булгары считали, что конь — это священное животное, которое символизирует солнце. Поэтому его окружают языческие знаки — циркульный орнамент, связанный со светилом. Культ коня возник у племен лесной зоны, когда их основными способами добывания пищи стали земледелие и скотоводство.

Изображение коня у финно-угорских племен, живших в этой местности, можно было встретить не только на гребнях. Они изготавливали простые подвески, которые крепили на одежду или вешали на шею. В качестве декоративного элемента одежды встречались литые копытца — их закрепляли с помощью колец.
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Гребень-подвеска

Время создания
XIII–XIV век
Размер
6,7x4,3 см
Техника
сплав медный, литье пластины, пропил формы и зубьев, штамповка орнамента
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%