Император Александр I скончался в Таганроге 1 декабря (19 ноября по старому стилю) 1825 года, простудившись после поездки в Крым. Дом, в котором произошло это событие, сохранился и находится по адресу улица Греческая, 40. В 1992 году дом поставили на государственную охрану, это объект культурного наследия регионального значения.
В экспозиции музея находится вручную подкрашенная акварелью литография, на которой мастер запечатлел комнату во дворце императора. На смертном одре — государь Александр I, у постели — императрица Елизавета Алексеевна.
Вокруг представлены 12 фигур, среди которых близкие императору люди, разделившие с ним последние часы и минуты жизни. Изображение лиц весьма условное, однако среди присутствующих можно узнать князя Петра Михайловича Волконского в генеральском мундире, он скрестил руки на груди.
Рядом с Волконским мастер изобразил двух генерал-адъютантов, они определяются по аксельбантам и эполетам с вензелем Александра I. По всей вероятности, это Иван Иванович Дибич, который сопровождал императора во всех его поездках, и Александр Иванович Чернышёв, входивший в состав чрезвычайного комитета. Последний составил государственный акт о смерти императора.
В группе из четырех человек рядом со смертным ложем угадывается лейб-медик Яков Васильевич Виллие. Личный врач Александра I одет во фрак и держит в руке платок. В этой же группе изображены лейб-медики Дмитрий Климентьевич Тарасов и Конрад Конрадович Штофреген.
После смерти Александра I дом, в котором он скончался, вместе с имуществом купил для Елизаветы Алексеевны князь Пётр Михайлович Волконский с целью открыть в нем мемориальный музей под названием «Его Императорского Величества дворец Александра I». В комнате, где умер император, по желанию вдовы устроили походную войсковую церковь во имя Воздвижения Святого Креста.
Гравюра «Смерть Александра I в Таганроге» впервые была опубликована в книге Николая Васильевича Данилевского «Таганрог, или Подробное описание болезни и кончины императора Александра I, в бозе почившего». В течение короткого времени она стала популярна и разошлась в различных композиционных и цветовых вариантах.