Картину «Вид на реке Маас» написал известный нидерландский пейзажист Ян ван Гойен. Он был одним из самых продуктивных художников XVII века: до нашего времени дошло около 1200 картин и 800 рисунков автора. Ван Гойен работал в технике тонального пейзажа, который отличался почти монохромной палитрой. Такие произведения также создавали коллеги художника — Саломон ван Рёйсдал и Питер де Молейн.
#2
#3
Ян ван Гойен учился живописи у голландских мастеров: Якоба ван Сваненбурга в Лейдене, а позже у Эсайаса ван де Велде в Харлеме. Ван Гойен много путешествовал, бывал во Франции, Фландрии и Германии. Многие его произведения основаны на зарисовках, которые он создал в этих путешествиях по сельской местности. Живописец неоднократно использовал их в своих работах, поэтому одни и те же сцены повторяются в нескольких произведениях подряд. Он самостоятельно продавал свои картины на ярмарках — их охотно покупали купцы, владельцы мануфактур, ремесленники и зажиточные крестьяне. Кроме того, ван Гойен оценивал произведения искусства и подрабатывал, продавая недвижимость, земельные участки и цветы — в это время в Нидерландах как раз бушевала тюльпаномания.
#4
Ян ван Гойен — один из известных представителей «малых голландцев». Живописцы создавали свои работы с расчетом на то, что они будут висеть в интерьерах голландских домов, поэтому чаще всего писали произведения небольшого размера. Однако название «малые голландцы» художники получили не столько за формат картин, сколько за характер тем. «Голландцы» оценивали жизнь с точки зрения обычного «маленького» человека, которому знакомы и понятны бытовые сцены. Поэтому они часто изображали семейные обеды, вечера в трактире, танцы на улице, сельские мельницы.
#5
В 1634 году художник переехал в Гаагу, где писал морские и речные пейзажи. Картина «Вид на реке Маас» относится к позднему периоду творчества художника, когда он стал использовать более светлую и разнообразную палитру. В «Виде на реке Маас» ван Гойен виртуозно изобразил зыбкую поверхность воды и бегущие по небу облака. В основном он писал в теплой гамме, с желтоватыми и голубовато-серыми, почти монохромными оттенками. Живописец создал образ знакомой ему природы: низкий горизонт подчеркивает простор реки и передает ощущение влажного воздуха.
#6
До революции картина «Вид на реке Маас» находилась в коллекции тамбовского правоведа Бориса Чичерина в имении Караул. Затем она оказалась в Тамбовском краеведческом музее, где получила название «Вид у берегов Голландии». В 1964 году полотно поступило в собрание Тамбовской картинной галереи, где ему вернули прежнее название «Вид на реке Маас».
#7
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Вид на реке Маас
Размер
25,5x30 см
Техника
дерево, масло
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться