Новые банкноты Российской империи, известные также как романовские или николаевские, появились в 1910 году (100 рублей) и в 1912 году (500 рублей). Созданные в Экспедиции заготовления государственных бумаг, они оказались настоящим шедевром, и их художественное совершенство не поблекло и по сей день. Высочайшее мастерство художников и граверов, которые трудились над купюрами, прекрасно защищало их от подделки: точно воспроизвести индивидуальную манеру авторов портретов Екатерины II и Петра I на банкнотах не смог бы даже самый виртуозный фальшивомонетчик.
Кредитные билеты этого типа были введены в обращение в конце 1913 года в дополнение к купюрам образца 1898 года и оставались законным средством платежа до 8 сентября 1922-го. На купюрах нового образца изменяется образ Петра I. На смену «Петру в шляпе» приходит «Пётр в латах». Изображение императора являлось водяным знаком, а на поле кредитного билета водяной знак — изображение его номинала. На лицевой стороне в верхней части слева находился малый государственный герб образца 1883 года. Правее по центру стояла надпись «Государственный кредитный билет» и номинал прописью «Пятьсот рублей», а ниже — гарантия золотого обеспечения. Каждая банкнота имела свой шестизначный номер с двухбуквенной литерой. Здесь же можно было прочитать выдержку из закона от 14 ноября 1897 года: «1. Размен Государственных кредитных билетов на золотую монету обеспечивается всем достоянием Государства. 2. Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей империи наравне с золотою монетою. 3. За подделку кредитных билетов виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы».
Лицевая сторона банкноты 1912 года печаталась с использованием многокрасочной подложечной сетки. Оборотную сторону делали металлографским способом в одну краску без подложечной сетки. Характер оформления можно описать как смесь стиля модерн с русским стилем, проявляющимся в пристрастии к тяжеловесным архитектурным деталям, знакам монархической власти. Образцом для изображения на банкноте послужила гравюра «Пётр I» Якоба Хоубракена, нидерландского художника и графика. Сама гравюра в свою очередь делалась с работы голландского художника-портретиста Карла Моора. Портрет Петра он написал в Гааге в марте 1717 года, куда последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский приехал из Парижа на лечение.