Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска каким-либо гладким предметом — камнем-голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. С помощью гладких полирующих предметов на глиняную поверхность наносят также простейшие узоры, чаще всего в виде волнистых и пересекающихся прямых линий.
Блеск, приобретенный при лощении, усиливается после обжига керамического изделия. Перед лощением изделие подсушивают до коже-твердого состояния. Если изделие, например изразец, имеет рельеф, то вылощить нужно только выступающие части, которые будут эффектно контрастировать с приглушенным матовым фоном. Но лощение, особенно сплошное, выполняется не только с декоративной целью. При лощении верхний слой глины уплотняется, становится прочным и менее влагопроницаемым.
В старину лощение в какой-то мере заменяло глазурование, являясь более простым и доступным. Еще более высокую прочность и своеобразную красоту лощеная посуда приобретает после так называемого томления или чернения. Томление связано с тепловой обработкой изделия. В конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, горящие коптящим пламенем, ненужное тряпье, сырой навоз и траву, от которых возникал густой черный дым. Керамика впитывает углеродистые частички дыма и приобретает черный цвет, оставаясь блестящей. После обжига такая керамика блестит еще сильнее.
Лощеная керамика подразделяется на краснолощеную и чернолощеную. Первая — естественного цвета красной гончарной глины, вторая — задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. Такую черную керамику еще называют томленой и мореной. После томления сосуды получали глубокий черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками».
Искусством изготовления «синюшек» также славились ярославские гончары. Этот древний тип гончарства был распространен в разных районах России, в некоторых местах он сохранился до наших дней.
Чернолощеная керамика широко бытовала в Ростове в XIX веке. В окрестностях Ростова залегают керамические глины хорошего качества — желтые, коричневые, черные. Для производства чернолощеной керамики, по внешнему виду напоминающей чугунные изделия, требуются черные глины, т. к. из более светлых предметы получаются черновато-серого цвета.
Данные археологов свидетельствуют о том, что первые предметы утвари наших предков были самыми простейшими. После распространения пашенного земледелия на юге и севере Древней Руси, развития производительных сил и разделения труда среди населения княжеств восточных славян, появились ремесленники. Были среди них те, которые занимались изготовлением утвари не только для себя, но и для продажи. Это и гончары (изготавливали глиняные изделия с помощью гончарного круга), и кузнецы (делали кованую утварь), и бондари (занимались изготовлением деревянной посуды) и другие мастера.
В конце IX — начале Х века произошел переход от лепной керамики к гончарной. Глиняной посудой пользовались все славянские народы, ели из нее практически все блюда. Посуда, которая нам известна, почти вся изготавливалась с помощью гончарного круга. Исходя из ее формы, ее можно разделить на три типа: посуда в форме овала, цилиндра или перевернутого усеченного конуса. Овальные горшки служили для варки пищи. Южные и северные славяне готовили пищу в котлах, обогреваемых снизу, но овальный горшок обогревался сбоку.
Горшки применяли для приготовления пищи в небольших количествах, воду носили и хранили в ведрах, кумганах, корчагах, ендовах, кувшинах, воду для умывания держали в рукомоях и лоханях. Напитки подавали в ендовах, мушормах, ведрах, кувшинах, сулеях, четвертинах, братинах. Пили из кружек, чаш, кубков, корцов, ковшей, достаканов, чарок, овкачей, болванцев.
Блеск, приобретенный при лощении, усиливается после обжига керамического изделия. Перед лощением изделие подсушивают до коже-твердого состояния. Если изделие, например изразец, имеет рельеф, то вылощить нужно только выступающие части, которые будут эффектно контрастировать с приглушенным матовым фоном. Но лощение, особенно сплошное, выполняется не только с декоративной целью. При лощении верхний слой глины уплотняется, становится прочным и менее влагопроницаемым.
В старину лощение в какой-то мере заменяло глазурование, являясь более простым и доступным. Еще более высокую прочность и своеобразную красоту лощеная посуда приобретает после так называемого томления или чернения. Томление связано с тепловой обработкой изделия. В конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, горящие коптящим пламенем, ненужное тряпье, сырой навоз и траву, от которых возникал густой черный дым. Керамика впитывает углеродистые частички дыма и приобретает черный цвет, оставаясь блестящей. После обжига такая керамика блестит еще сильнее.
Лощеная керамика подразделяется на краснолощеную и чернолощеную. Первая — естественного цвета красной гончарной глины, вторая — задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. Такую черную керамику еще называют томленой и мореной. После томления сосуды получали глубокий черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками».
Искусством изготовления «синюшек» также славились ярославские гончары. Этот древний тип гончарства был распространен в разных районах России, в некоторых местах он сохранился до наших дней.
Чернолощеная керамика широко бытовала в Ростове в XIX веке. В окрестностях Ростова залегают керамические глины хорошего качества — желтые, коричневые, черные. Для производства чернолощеной керамики, по внешнему виду напоминающей чугунные изделия, требуются черные глины, т. к. из более светлых предметы получаются черновато-серого цвета.
Данные археологов свидетельствуют о том, что первые предметы утвари наших предков были самыми простейшими. После распространения пашенного земледелия на юге и севере Древней Руси, развития производительных сил и разделения труда среди населения княжеств восточных славян, появились ремесленники. Были среди них те, которые занимались изготовлением утвари не только для себя, но и для продажи. Это и гончары (изготавливали глиняные изделия с помощью гончарного круга), и кузнецы (делали кованую утварь), и бондари (занимались изготовлением деревянной посуды) и другие мастера.
В конце IX — начале Х века произошел переход от лепной керамики к гончарной. Глиняной посудой пользовались все славянские народы, ели из нее практически все блюда. Посуда, которая нам известна, почти вся изготавливалась с помощью гончарного круга. Исходя из ее формы, ее можно разделить на три типа: посуда в форме овала, цилиндра или перевернутого усеченного конуса. Овальные горшки служили для варки пищи. Южные и северные славяне готовили пищу в котлах, обогреваемых снизу, но овальный горшок обогревался сбоку.
Горшки применяли для приготовления пищи в небольших количествах, воду носили и хранили в ведрах, кумганах, корчагах, ендовах, кувшинах, воду для умывания держали в рукомоях и лоханях. Напитки подавали в ендовах, мушормах, ведрах, кувшинах, сулеях, четвертинах, братинах. Пили из кружек, чаш, кубков, корцов, ковшей, достаканов, чарок, овкачей, болванцев.