Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Археология Карачаево-Черкесии»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Горшок сероглинянный

Время создания
II тысячелетие до н. э.
Место создания
территория озера Соленое, Карачаево-Черкесия
Размер
26x23x24 см
Техника
керамика лощенная
0
Открыть в приложении
#1
Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска каким-либо гладким предметом — камнем-голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. С помощью гладких полирующих предметов на глиняную поверхность наносят также простейшие узоры, чаще всего в виде волнистых и пересекающихся прямых линий.

Блеск, приобретенный при лощении, усиливается после обжига керамического изделия. Перед лощением изделие подсушивают до коже-твердого состояния. Если изделие, например изразец, имеет рельеф, то вылощить нужно только выступающие части, которые будут эффектно контрастировать с приглушенным матовым фоном. Но лощение, особенно сплошное, выполняется не только с декоративной целью. При лощении верхний слой глины уплотняется, становится прочным и менее влагопроницаемым.

В старину лощение в какой-то мере заменяло глазурование, являясь более простым и доступным. Еще более высокую прочность и своеобразную красоту лощеная посуда приобретает после так называемого томления или чернения. Томление связано с тепловой обработкой изделия. В конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, горящие коптящим пламенем, ненужное тряпье, сырой навоз и траву, от которых возникал густой черный дым. Керамика впитывает углеродистые частички дыма и приобретает черный цвет, оставаясь блестящей. После обжига такая керамика блестит еще сильнее.

Лощеная керамика подразделяется на краснолощеную и чернолощеную. Первая — естественного цвета красной гончарной глины, вторая — задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. Такую черную керамику еще называют томленой и мореной. После томления сосуды получали глубокий черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками».

Искусством изготовления «синюшек» также славились ярославские гончары. Этот древний тип гончарства был распространен в разных районах России, в некоторых местах он сохранился до наших дней.

Чернолощеная керамика широко бытовала в Ростове в XIX веке. В окрестностях Ростова залегают керамические глины хорошего качества — желтые, коричневые, черные. Для производства чернолощеной керамики, по внешнему виду напоминающей чугунные изделия, требуются черные глины, т. к. из более светлых предметы получаются черновато-серого цвета.

Данные археологов свидетельствуют о том, что первые предметы утвари наших предков были самыми простейшими. После распространения пашенного земледелия на юге и севере Древней Руси, развития производительных сил и разделения труда среди населения княжеств восточных славян, появились ремесленники. Были среди них те, которые занимались изготовлением утвари не только для себя, но и для продажи. Это и гончары (изготавливали глиняные изделия с помощью гончарного круга), и кузнецы (делали кованую утварь), и бондари (занимались изготовлением деревянной посуды) и другие мастера.

В конце IX — начале Х века произошел переход от лепной керамики к гончарной. Глиняной посудой пользовались все славянские народы, ели из нее практически все блюда. Посуда, которая нам известна, почти вся изготавливалась с помощью гончарного круга. Исходя из ее формы, ее можно разделить на три типа: посуда в форме овала, цилиндра или перевернутого усеченного конуса. Овальные горшки служили для варки пищи. Южные и северные славяне готовили пищу в котлах, обогреваемых снизу, но овальный горшок обогревался сбоку.

Горшки применяли для приготовления пищи в небольших количествах, воду носили и хранили в ведрах, кумганах, корчагах, ендовах, кувшинах, воду для умывания держали в рукомоях и лоханях. Напитки подавали в ендовах, мушормах, ведрах, кувшинах, сулеях, четвертинах, братинах. Пили из кружек, чаш, кубков, корцов, ковшей, достаканов, чарок, овкачей, болванцев.
читать дальшескрыть

Горшок сероглинянный

Время создания
II тысячелетие до н. э.
Место создания
территория озера Соленое, Карачаево-Черкесия
Размер
26x23x24 см
Техника
керамика лощенная
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%