Эрих Голлербах замечательный исследователь живописи, скульптуры, архитектуры и поэзии, работавший в 10–40-е годы нашего века. В книге «Город муз» Голлербах рассказывает о русских поэтах, для которых отечеством было Царское село: Пушкине, Кюхельбекере, Анненском, Гумилёве… Автор рассматривает Царское село как литературный символ и памятник быта.
Город муз. Царское село в поэзии
И жалок голос одинокой музы,
Последней — Царского Села.
Отрывок из книги:
Откормленные рысаки, короткохвостые, мчат к вокзалу широкие кареты. Ливрейные лакеи распахивают дверцы, высаживают едва живых старух, берут им билет. В сиреневых шинелях, волоча палаши и звякая шпорами, гвардейцы улыбаются дамам и дамы — гвардейцам. «Сher prince, vous nous avez oubliees… » — «О non, jamais de ma vie, comtesse… «.
Блеск подведенных глаз под мелкою вуалью, узкая рука в лайке, искры брильянтов над соболями, огонек сигары, «струя резеды в темном вагоне». Около дворца — день за днем маячат безликие штатские. Котелок, затылок, бархатный воротник пальто, а заглянешь под котелок — лица-то и нет. С беспечно-рассеянным видом шагают котелки взад и вперед. И как ватные чучела, нестрашные серые пугала, торчат у дворца брюхатые дворцовые городовые. На горбоносых конях, поджарых и стройных, плетутся вдоль ограды синие конвойцы в папахах, заломленных назад. Мурлыкает конвоец чуть слышно песню заунывную, вытянет нагайкой коня от скуки, запляшет конь, заартачится. Там, подальше, гарцует второй, за ним третий, целая цепь. В подъездах дворцовых флигелей слоняются лакеи, в будни — голубовато-серые, в праздники — желто-красные, как питерский трам.
Голлербах, Э. Город муз. Царское село в поэзии / Э. Голлербах. — Санкт-Петербург. — Арт-Люкс, 1993. — 224 с. — Текст: непосредственный.