Произведение декоративно-прикладного искусства выполнено в виде горки, сложенной из самоцветных камней и минералов. Главная роль в композиции отведена минералам кварцевой группы: ониксу, сердолику, халцедону. У подножия скалы расположен вход в пещеру — в её глубине сверкают щётки кристаллов горного хрусталя, изображающие сталактиты. Огибая грот, наверх поднимается серпантинная лестница, ступеньки которой изготовлены из шлифованных спилов агата, — она приводит к маленькой избушке из огнеупорной глины.
Каждый уступ горки украшен искусно подобранными кусочками отполированного малахита, амазонита, обсидиана. Здесь встречаются турмалины разных цветов — от чёрного и густо-синего до розового, совершенные по форме аметисты, редкие друзы пирита. Стенки пещеры вспыхивают яркими искрами благодаря вкраплениям листочков слюды. Вращающаяся подставка позволяет рассмотреть работу со всех сторон.
Экспонат имеет не только эстетическую, но и историческую ценность, поскольку представляет собой творческое преломление старинного рельефного искусства, основоположниками которого были уральские камнерезы. Первым произведением такого рода считается выполненный в 1786 году грот-фонтан, в котором было представлено более 200 пород необработанных цветных камней Урала и Сибири. Каменная пирамида была заказана в качестве подарка императрице Екатерине II. Ныне украшает коллекцию Государственного Эрмитажа.
Первоначально горки представляли собой коллекции редких минералов, драгоценных и поделочных камней нестандартной окраски или формы кристаллизации. По мере совершенствования композиции, наполнения её художественным смыслом изделия превратились в востребованные в высших кругах интерьерные украшения и, по меткому выражению академика А. Е. Ферсмана, стали отражать «моду на развлекательную науку».
На состоявшейся в 1916 году выставке художника и потомственного камнереза Алексея Денисова-Уральского главное внимание публики привлекла горка, как магнитом притягивавшая взгляды взрослых и детей. Этот успех был отмечен газетами, которые с восторгом писали «об особом способе экспозиции камней». Искусству сочетать образцы горных пород мастер научился у отца: изготовлением горок занималось всё семейство Денисовых.
В бурном вихре событий XX века старинный уральский промысел почти забылся, секреты кропотливого ремесла больше не передавались по наследству. Но всё же не были утрачены окончательно, что отлично демонстрирует музейный артефакт. Сегодня это искусство возрождается. И если соавтором и источником вдохновения современных мастеров по-прежнему остаётся сама природа, то в деле обработки камня на помощь приходят новые технологии.
Каждый уступ горки украшен искусно подобранными кусочками отполированного малахита, амазонита, обсидиана. Здесь встречаются турмалины разных цветов — от чёрного и густо-синего до розового, совершенные по форме аметисты, редкие друзы пирита. Стенки пещеры вспыхивают яркими искрами благодаря вкраплениям листочков слюды. Вращающаяся подставка позволяет рассмотреть работу со всех сторон.
Экспонат имеет не только эстетическую, но и историческую ценность, поскольку представляет собой творческое преломление старинного рельефного искусства, основоположниками которого были уральские камнерезы. Первым произведением такого рода считается выполненный в 1786 году грот-фонтан, в котором было представлено более 200 пород необработанных цветных камней Урала и Сибири. Каменная пирамида была заказана в качестве подарка императрице Екатерине II. Ныне украшает коллекцию Государственного Эрмитажа.
Первоначально горки представляли собой коллекции редких минералов, драгоценных и поделочных камней нестандартной окраски или формы кристаллизации. По мере совершенствования композиции, наполнения её художественным смыслом изделия превратились в востребованные в высших кругах интерьерные украшения и, по меткому выражению академика А. Е. Ферсмана, стали отражать «моду на развлекательную науку».
На состоявшейся в 1916 году выставке художника и потомственного камнереза Алексея Денисова-Уральского главное внимание публики привлекла горка, как магнитом притягивавшая взгляды взрослых и детей. Этот успех был отмечен газетами, которые с восторгом писали «об особом способе экспозиции камней». Искусству сочетать образцы горных пород мастер научился у отца: изготовлением горок занималось всё семейство Денисовых.
В бурном вихре событий XX века старинный уральский промысел почти забылся, секреты кропотливого ремесла больше не передавались по наследству. Но всё же не были утрачены окончательно, что отлично демонстрирует музейный артефакт. Сегодня это искусство возрождается. И если соавтором и источником вдохновения современных мастеров по-прежнему остаётся сама природа, то в деле обработки камня на помощь приходят новые технологии.