Во время пребывания в Париже в июне 1717 года император Петр I посетил мануфактуру Гобеленов, на которой производили знаменитые ковры, мебель, литой бронзовый декор, лаковые изделия и другие предметы роскоши. Государя принимал директор королевской мануфактуры, архитектор и художник Робер де Кот. Петр I долго беседовал с мастерами по изготовлению ковров и очень высоко оценил это искусство. В одном из писем жене Екатерине Алексеевне царь писал: «тапицерейная работа здесь зело преславная». «Тапицерийный» означало «ковровый».
Когда император вернулся обратно в Россию, он приказал основать в Екатерингофе шпалерную мануфактуру по производству настенных безворсовых ковров. На тот момент вблизи Екатерингофа уже действовала небольшая ткацкая мастерская. Но традиции шпалерного ткачества в России в те времена отсутствовали, поэтому ткачей пригласили из Франции: страна славилась своими мастерами. В 1716 году в Париже заключили пятилетние контракты с работниками Королевской гобеленовой мануфактуры. Согласно им, в России мастера не только должны были ткать шпалеры, но и обучать российских ткачей.
«Полтавская баталия» — одна из старейших шпалер Петербургской мануфактуры из тех, что сохранились до наших дней. Эта работа стала примером в русском изобразительном искусстве нового жанра, посвященного сценам войны. Над «Полтавской баталией» с 1719 по 1722 год трудился французский мастер Филипп Бегагль Младший, помогал ему русский ученик Иван Кобыляков.
Когда мануфактура только начинала работать, все материалы для шпалер привозили из-за границы, мастера испытывали недостаток в инструментах, кроме того, им не платили жалованье. Изделия подписывали только ткачи-иностранцы, а имена русских мастеров сохранились лишь в архивных документах. Известно, что к 1725 году на производстве работало уже 22 русских ученика.
В коллекции Исторического музея хранятся гобелены работы французских мастеров. Одним из них был Франсуа Глёз, который пребывал с 1743 года в Варшаве. На своем предприятии он производил ковры, украсившие соборы Полоцка, Кракова, Перемышля и других городов. В мастерской Глеза был выполнен и представленный портрет императора Петра I.
Когда император вернулся обратно в Россию, он приказал основать в Екатерингофе шпалерную мануфактуру по производству настенных безворсовых ковров. На тот момент вблизи Екатерингофа уже действовала небольшая ткацкая мастерская. Но традиции шпалерного ткачества в России в те времена отсутствовали, поэтому ткачей пригласили из Франции: страна славилась своими мастерами. В 1716 году в Париже заключили пятилетние контракты с работниками Королевской гобеленовой мануфактуры. Согласно им, в России мастера не только должны были ткать шпалеры, но и обучать российских ткачей.
«Полтавская баталия» — одна из старейших шпалер Петербургской мануфактуры из тех, что сохранились до наших дней. Эта работа стала примером в русском изобразительном искусстве нового жанра, посвященного сценам войны. Над «Полтавской баталией» с 1719 по 1722 год трудился французский мастер Филипп Бегагль Младший, помогал ему русский ученик Иван Кобыляков.
Когда мануфактура только начинала работать, все материалы для шпалер привозили из-за границы, мастера испытывали недостаток в инструментах, кроме того, им не платили жалованье. Изделия подписывали только ткачи-иностранцы, а имена русских мастеров сохранились лишь в архивных документах. Известно, что к 1725 году на производстве работало уже 22 русских ученика.
В коллекции Исторического музея хранятся гобелены работы французских мастеров. Одним из них был Франсуа Глёз, который пребывал с 1743 года в Варшаве. На своем предприятии он производил ковры, украсившие соборы Полоцка, Кракова, Перемышля и других городов. В мастерской Глеза был выполнен и представленный портрет императора Петра I.