Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Древние культуры степного Зауралья»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Глиняный топор с каменным обухом

Время создания
эпоха бронзы
Размер
16,5x6,7x7,5 см
Техника
глина, камень; резьба, шлифовка, сверление, ручная лепка, обжиг
1
Открыть в приложении
#1

В экспозиции Челябинского государственного историко-археологического музея-заповедника «Аркаим» из могильника Калмыцкая молельня представлен топор глиняный вислообушный. Обух топора выполнен из камня, он притупленный, округлый, в сечении подовальный. Втульчатая часть и лезвие оформлены из глины. Лезвие округлое, расширяющееся к концу. Втулка для топорища цилиндрическая, круглая в сечении, на внутренней поверхности имеет следы сверления. На боковых поверхностях в районе втулки оформлены противолежащие выступы: один заострен, второй сглажен. Топор относится к кабардино-пятигорскому типу. Большое количество находок каменных проушных топоров такого типа именно в Южном Зауралье и сопредельных регионах может быть объяснено лишь их востребованностью в социально-культовой практике.

В качестве исходного района заимствования археологи рассматривают Северный Кавказ, где находки подобных предметов исчисляются десятками. Общие черты металлопроизводства, заимствованные синташтинскими металлургами Южного Урала с Северного Кавказа, говорят о наличии устойчивых связей между регионами в бронзовом веке. Размеры топоров, диаметр проушин, материал изготовления и тщательность обработки поверхностей говорят о небоевом применении топоров кабардино-пятигорского типа. К тому же в погребальных памятниках позднего бронзового века Южного Зауралья и Северного Казахстана нет подтверждения тезису о таких каменных топорах как о маркере воинского статуса погребенного.

Среди археологов утвердилось представление об индоиранских степных скотоводческих племенах срубно-андроновского круга Восточной Европы и примыкающих районов степей Азии как о творцах древнейших частей Вед и Авесты. По мнению Виноградова Н.Б., широкую популярность у оседлого скотоводческого населения позднего бронзового века степей Восточной Европы и прилегающих районов Азии топоры кабардино-пятигорского типа могли получить как следствие распространения культа полубога — героя-кузнеца, творца всего сущего Тваштара, который дал людям колесницы, металлургию и ряд ремесел. Тваштар породил бога огня Агни (покровителя кузнецов и металлопроизводства) и создал для порожденного им же бога Индры молот.
#5
Глиняный топор с каменным обухом
#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Глиняный топор с каменным обухом

Время создания
эпоха бронзы
Размер
16,5x6,7x7,5 см
Техника
глина, камень; резьба, шлифовка, сверление, ручная лепка, обжиг
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%