Кувшин, изготовленный гончарными мастерами Чечни, представляет собой уникальный артефакт конца XIX — начала XX века. Гончарное искусство зародилось на Кавказе более трёх тысячелетий назад, а в некоторых регионах — за 5–6 тысяч лет до нашей эры, в так называемую эпоху новокаменного века, или неолита.
В Чечне широко применялась посуда, изготовленная в технике ленточно-жгутового плетения, с круглым и плоским дном. Первоначально из глины создавалась заготовка, представляющая собой плоское основание и длинный жгут. Затем из этой заготовки формировался сосуд требуемой конфигурации: конец жгута прикреплялся к дну с помощью жидкой глины, после чего осуществлялось обвивание дна по спирали до получения горшка или сосуда необходимой формы и размера. На готовое изделие наносились рельефные узоры и орнаменты, после чего оно подвергалось обжигу в печи.
Его тулово эллипсоидной формы не только практично, но и эстетически привлекательно, отражая традиционные техники гончарного ремесла, передававшиеся из поколения в поколение. В каждой детали этого кувшина чувствуется искусство и мастерство, вложенное в его создание.
На горловине кувшина можно заметить линейный орнамент, который представляет собой характерный элемент чеченского художественного стиля. Этот орнамент не просто украшение, а символическое выражение культуры и идентичности народа. В сочетании с изящными ушкообразными ручками, кувшин становится не только утилитарным предметом, но и объектом, способным вызвать восхищение и удивление.
Поливка, покрывающая внутреннюю и наружную части кувшина до плеч, добавляет функциональности и защиты, а также придаёт изделию завершённый вид. Такой метод обработки был широко распространён в то время и демонстрирует высокий уровень гончарного мастерства. На археологических раскопках чаще всего встречается именно это гончарное искусство.
Эти кувшины использовались не только для хранения воды или молока, но и как часть обрядов и традиций Чеченского народа, что делает их важной частью культурного наследия региона.