Полевая гаубица мастера Игнатия — одно из двух старейших бронзовых датированных орудий, отлитых в России русским мастером. Этот ствол поступил в музей в 1778 году из Московского Пушечного двора.
Свое название гаубица (старое название «гауфница») получила от чешского названия камнемета houfnice: она также заряжалась каменным или железным дробом. В XV–XVIII веках орудия изготавливали методом «медленной формовки». Сначала изготавливали модель. Конусообразный стержень-сердечник обматывали соломенным жгутом и в несколько слоев покрывали глиной, причем глину для нижних слоев смешивали с толченым кирпичом, а для верхних — с шерстью и конским навозом. Каждый раз модель тщательно просушивали на открытом воздухе. Часто самый последний слой был мягким, из смеси воска, сала и толченого древесного угля: на нем вырезали украшения и надписи. Когда последний слой был нанесен, к модели подставляли деревянный шаблон-кружало в виде полупрофиля орудийного ствола. Из сально-восковой смеси делали и модели скоб-дельфинов. В нужных местах к модели прибивались деревянные цапфы. Форму для торельной части орудия (округления на конце казенника) изготавливали отдельно. Когда фальшивая модель была готова, приступали к созданию кожуха — верхней опоки. Модель обмазывали растительным маслом с салом и покрывали смесью глины, конского навоза и сеченого конского волоса. Каждый слой просушивали, пока не достигали нужной толщины кожуха (она колебалась от 17,5 до 30 см). Этой же смесью замазывали отверстия на месте удаленных деревянных цапф. Затем конструкцию укрепляли железными полосами, проволокой и обручами. Когда форма полностью высыхала, из нее извлекали сердечник и фальшивую модель, а отпечаток ствола с нанесенными изображениями оказывался внутри кожуха. Стволовую часть соединяли с торельной.
Кожух устанавливали вертикально в литейную яму. Внутрь его помещали новый сердечник с диаметром орудийного калибра как форму для готового канала ствола. Наконец в форму заливали бронзу.
Орнаментика этой гаубицы типична для эпохи Возрождения. От казенника к дульной части расположены пять фризов с растительным узором, изображениями букета, веток, льва, вазы, двух венков, лент. На дульной части — два парных оленя. Надписи на орудии достаточно скупы, «паспортны»: год отливки, имя правящего царя (или Великого князя) и имя мастера.
Процесс изготовления занимал долгие месяцы, а форму каждый раз приходилось разбивать, чтобы извлечь готовый ствол. Поэтому каждый из стволов был единственным в своем роде.
Свое название гаубица (старое название «гауфница») получила от чешского названия камнемета houfnice: она также заряжалась каменным или железным дробом. В XV–XVIII веках орудия изготавливали методом «медленной формовки». Сначала изготавливали модель. Конусообразный стержень-сердечник обматывали соломенным жгутом и в несколько слоев покрывали глиной, причем глину для нижних слоев смешивали с толченым кирпичом, а для верхних — с шерстью и конским навозом. Каждый раз модель тщательно просушивали на открытом воздухе. Часто самый последний слой был мягким, из смеси воска, сала и толченого древесного угля: на нем вырезали украшения и надписи. Когда последний слой был нанесен, к модели подставляли деревянный шаблон-кружало в виде полупрофиля орудийного ствола. Из сально-восковой смеси делали и модели скоб-дельфинов. В нужных местах к модели прибивались деревянные цапфы. Форму для торельной части орудия (округления на конце казенника) изготавливали отдельно. Когда фальшивая модель была готова, приступали к созданию кожуха — верхней опоки. Модель обмазывали растительным маслом с салом и покрывали смесью глины, конского навоза и сеченого конского волоса. Каждый слой просушивали, пока не достигали нужной толщины кожуха (она колебалась от 17,5 до 30 см). Этой же смесью замазывали отверстия на месте удаленных деревянных цапф. Затем конструкцию укрепляли железными полосами, проволокой и обручами. Когда форма полностью высыхала, из нее извлекали сердечник и фальшивую модель, а отпечаток ствола с нанесенными изображениями оказывался внутри кожуха. Стволовую часть соединяли с торельной.
Кожух устанавливали вертикально в литейную яму. Внутрь его помещали новый сердечник с диаметром орудийного калибра как форму для готового канала ствола. Наконец в форму заливали бронзу.
Орнаментика этой гаубицы типична для эпохи Возрождения. От казенника к дульной части расположены пять фризов с растительным узором, изображениями букета, веток, льва, вазы, двух венков, лент. На дульной части — два парных оленя. Надписи на орудии достаточно скупы, «паспортны»: год отливки, имя правящего царя (или Великого князя) и имя мастера.
Процесс изготовления занимал долгие месяцы, а форму каждый раз приходилось разбивать, чтобы извлечь готовый ствол. Поэтому каждый из стволов был единственным в своем роде.