В экспозиции «История Вятки в событиях и лицах» в разделе «Вятская мужская гимназия» привлекает внимание старинный прибор необычного вида. Это гальванометр — высокочувствительный прибор для измерения силы малых постоянных электрических токов. Шкала такого гальванометра могла показывать не только величину силы тока, но и величину напряжения и другие физические величины, что было очень удобно для проводимых измерений.
Гальванометр назван по имени Луиджи Гальвани — итальянского врача, анатома, физиолога и физика, одного из основателей электрофизиологии и учения об электричестве, основоположника экспериментальной электрофизиологии.
В Вятке таким гальванометром пользовались учащиеся старших классов Вятской мужской гимназии. Вятская гимназия была открыта 21 ноября 1811 года при активном участии губернатора Фёдора Ивановича фон Брадке, который проявил себя ревностным сторонником просвещения. Губернатор говорил: «… я никакого другого предмету не имею, как доставить способ родителям обогатить детей своих науками, яко капиталом наследственным, которого никакой случай, никакое несчастье от них отнять не может».
Обучение в гимназии велось на очень высоком уровне, преподаватели были приглашены из столичных университетов и из-за границы. Выдающимся преподавателем зарекомендовал себя выпускник Казанского университета, учитель физики и математики Василий Петрович Хватунов. На его уроках ученики были в высшей степени сконцентрированны и внимательны. Педагог активно использовал опыты, разнообразные приборы, в том числе и гальванометр. При Хватунове гимназия по математике и физике была лучшей в учебном округе. Гимназисты, удовлетворительно сдавшие экзамены после семи лет обучения, могли без вступительных экзаменов поступить в Казанский, Московский и Петербургский университеты.
В Вятке гимназию называли «Вятским университетом». Учениками гимназии были выдающийся ученый Константин Эдуардович Циолковский, Александр Николаевич Бакулев — родоначальник сердечно-сосудистой хирургии, — психоневропатолог Владимир Михайлович Бехтерев, археолог Александр Андреевич Спицын, астроном Матвей Матвеевич Гусев, художник Юрий Алексеевич Васнецов, селекционер Николай Васильевич Рудницкий.
Гальванометр назван по имени Луиджи Гальвани — итальянского врача, анатома, физиолога и физика, одного из основателей электрофизиологии и учения об электричестве, основоположника экспериментальной электрофизиологии.
В Вятке таким гальванометром пользовались учащиеся старших классов Вятской мужской гимназии. Вятская гимназия была открыта 21 ноября 1811 года при активном участии губернатора Фёдора Ивановича фон Брадке, который проявил себя ревностным сторонником просвещения. Губернатор говорил: «… я никакого другого предмету не имею, как доставить способ родителям обогатить детей своих науками, яко капиталом наследственным, которого никакой случай, никакое несчастье от них отнять не может».
Обучение в гимназии велось на очень высоком уровне, преподаватели были приглашены из столичных университетов и из-за границы. Выдающимся преподавателем зарекомендовал себя выпускник Казанского университета, учитель физики и математики Василий Петрович Хватунов. На его уроках ученики были в высшей степени сконцентрированны и внимательны. Педагог активно использовал опыты, разнообразные приборы, в том числе и гальванометр. При Хватунове гимназия по математике и физике была лучшей в учебном округе. Гимназисты, удовлетворительно сдавшие экзамены после семи лет обучения, могли без вступительных экзаменов поступить в Казанский, Московский и Петербургский университеты.
В Вятке гимназию называли «Вятским университетом». Учениками гимназии были выдающийся ученый Константин Эдуардович Циолковский, Александр Николаевич Бакулев — родоначальник сердечно-сосудистой хирургии, — психоневропатолог Владимир Михайлович Бехтерев, археолог Александр Андреевич Спицын, астроном Матвей Матвеевич Гусев, художник Юрий Алексеевич Васнецов, селекционер Николай Васильевич Рудницкий.