В экспозиции Национального художественного музея Республики Саха представлена фарфоровая статуэтка «Балерина Фанни Эльслер», созданная Хьюго Майзелем на заводе Фолькштедт в Зитцендорфе.
Фигурка балерины смотрится изящно и утонченно. Юбку и постамент украшают цветы, платье изготовлено из тончайших бело-розовых фарфоровых кружев, голову венчают золотой гребень и бант. Тонкая роспись лица балерины будто исполнена мастерами старой школы. Грациозная поза танцовщицы и изысканное исполнение сделали работу мастера одним из самых известных изделий фабрики. Фигурку, ставшую визитной карточкой фабрики Фолькштедт-Рудольштадт, по сей день изготавливают по сохранившейся модели.
Хьюго Майзель — мастер необычной творческой судьбы. Родился он в Германии в городе Рудольштадт, который издревле славился фарфоровыми производствами. С 1909 по 1936/37 год с перерывами работал на старейшей Фолькштедтской фарфоровой мануфактуре. В Первой мировой войне Хьюго потерял правую руку. Но это трагическое событие не остановило скульптора: он не оставил любимое дело и продолжил работать левой рукой. С 1918 по 1920 год Майзель обучился на скульптора в Королевской художественной школе прикладного искусства в Мюнхене. В 1952 году был назначен директором Национального музея Хайдексбурга. В 1966 году, прожив долгую творческую жизнь, мастер ушел из жизни.
Прототипом этой фарфоровой статуэтки послужила австрийская танцовщица XIX века Фанни Эльслер. Фанни (настоящее имя Франциска) родилась в 1810 году в Гумпендорфе, была всемирно известной австрийской балериной. В 1848 году, после окончания триумфальных туров по Европе и Америке, она посетила Россию, где танцевала целых три сезона на петербургских и московских театральных подмостках. Ее популярность в России была беспрецедентной. Во время прощального выступления балерины восторженные зрители уже после окончания первого акта балета «Эсмеральда» бросили на сцену около трехсот букетов. Поклонники таланта Фанни после спектакля докатили ее карету до дома. Фанни Эльслер была покорена столь теплым приемом.
После прощального спектакля в родной Вене балерина поклялась, что
больше никогда не выйдет на сцену. В 1851 году она вернулась
в Австрию. Свою клятву она сдержала. После выступления в единственном
спектакле «Фауст» актриса оставила сцену и стала вести обычную жизнь
светской дамы.