Традиционные мозаичные орнаменты, которые используют в декорировании одежды лесные ненцы — наглядное отражение их культуры, мироощущения, особенностей жизненного уклада. Изготовление узорных полотнищ — очень сложное и ответственное дело, для него требуется много времени, терпения и опыта. Самые искусные мастерицы не пользуются предварительным нанесением рисунка, а сразу ножом по ткани выводят орнаментальную линию.
Свойство узорной линии таково, что обе части одинаковы по форме и располагаются зеркально друг другу. Получается мозаичный узор. Ритмичная повторяемость элементов орнамента отражает цикличность процессов жизни природы и человека в ней. Художественный вид изделиям придается с помощью чересполосного цветового чередования сукна. Дополнительно используется способ аппликации — на сукно основного цвета нашивают контрастный орнамент. Стежок выполняется очень мелкий, «через край». По качеству пошива и сложности орнамента определяется мастерство рукодельницы и, нередко, прежде чем выбрать себе невесту, жених обращает внимание не на ее красоту, а на умение шить. Ведь именно женщина в дальнейшем будет обеспечивать всю семью обувью и одеждой: ненки сами занимаются выделкой оленьих шкур, изготовлением прочных нитей из сухожилий животного, а затем и пошивом. Декорируют одежду самым разнообразным образом: используют полоски меха и сукна, бисер и бусины, металлические подвески и орнамент.
По орнаменту можно определить, чем занимается глава семейства: оленевод он, рыбак или охотник. Жена оленевода обычно использует узоры на оленеводческую тематику — «оленьи рога», «рога быков», «рога молодой важенки». Жена охотника — на охотничью — «хвост глухаря», «белка», «заячьи ушки». Жена рыбака — на рыболовную — «перила для сушки рыбы», «крючки». В многодетных семьях орнамент применяется реже и он более простой.
Фрагменты орнамента из сукна, представленные в этнографической экспозиции Губкинского музея освоения Севера, переданы в музей лесной ненкой Федосьей Вылла, жительницей города Муравленко.
Свойство узорной линии таково, что обе части одинаковы по форме и располагаются зеркально друг другу. Получается мозаичный узор. Ритмичная повторяемость элементов орнамента отражает цикличность процессов жизни природы и человека в ней. Художественный вид изделиям придается с помощью чересполосного цветового чередования сукна. Дополнительно используется способ аппликации — на сукно основного цвета нашивают контрастный орнамент. Стежок выполняется очень мелкий, «через край». По качеству пошива и сложности орнамента определяется мастерство рукодельницы и, нередко, прежде чем выбрать себе невесту, жених обращает внимание не на ее красоту, а на умение шить. Ведь именно женщина в дальнейшем будет обеспечивать всю семью обувью и одеждой: ненки сами занимаются выделкой оленьих шкур, изготовлением прочных нитей из сухожилий животного, а затем и пошивом. Декорируют одежду самым разнообразным образом: используют полоски меха и сукна, бисер и бусины, металлические подвески и орнамент.
По орнаменту можно определить, чем занимается глава семейства: оленевод он, рыбак или охотник. Жена оленевода обычно использует узоры на оленеводческую тематику — «оленьи рога», «рога быков», «рога молодой важенки». Жена охотника — на охотничью — «хвост глухаря», «белка», «заячьи ушки». Жена рыбака — на рыболовную — «перила для сушки рыбы», «крючки». В многодетных семьях орнамент применяется реже и он более простой.
Фрагменты орнамента из сукна, представленные в этнографической экспозиции Губкинского музея освоения Севера, переданы в музей лесной ненкой Федосьей Вылла, жительницей города Муравленко.