Главным комплексом развитого неолита является вознесеновская культура. Различают три её этапа.
Первый ее этап (горинский) связан с носителями малышевской культуры.
Характерным является: минералогенная технология отощения сырья, развитый набор форм сосудов Доминирующая орнаментация в виде гребенчато-пунктирных вертикальных зигзагов и прочерченных широких спиралей. Особое место занимают сосуды с красным лощением и рельефными узорами зоо- и антропоморфной тематики, в том числе с изображением личин.
Второй этап (удыльский) характеризуется изменениями в технико-типологическом облике, что связанно с контактами с представителями иной культурной традиции. Вместо минеральных отощителей начинает использоваться толчёная раковина, немного меняются формы сосудов и их орнаментация, однако главные маркеры — орнаменты в виде вертикальных гребенчато-пунктирных зигзагов и прочерченные криволинейные и геометрические узоры продолжают доминировать.
Третий этап (малогаванский) продолжает в целом традиции культуры. Используется раковина в качестве отощителя, преобладают сосуды простых горшковидных форм с характерными венчиками воротничкового типа, орнаментикой в виде вертикальных зигзагов, треугольников и др. в гребенчато-накольчатой технике.
Первый ее этап (горинский) связан с носителями малышевской культуры.
Характерным является: минералогенная технология отощения сырья, развитый набор форм сосудов Доминирующая орнаментация в виде гребенчато-пунктирных вертикальных зигзагов и прочерченных широких спиралей. Особое место занимают сосуды с красным лощением и рельефными узорами зоо- и антропоморфной тематики, в том числе с изображением личин.
Второй этап (удыльский) характеризуется изменениями в технико-типологическом облике, что связанно с контактами с представителями иной культурной традиции. Вместо минеральных отощителей начинает использоваться толчёная раковина, немного меняются формы сосудов и их орнаментация, однако главные маркеры — орнаменты в виде вертикальных гребенчато-пунктирных зигзагов и прочерченные криволинейные и геометрические узоры продолжают доминировать.
Третий этап (малогаванский) продолжает в целом традиции культуры. Используется раковина в качестве отощителя, преобладают сосуды простых горшковидных форм с характерными венчиками воротничкового типа, орнаментикой в виде вертикальных зигзагов, треугольников и др. в гребенчато-накольчатой технике.