Петроглифы — выбитые на камне изображения — с древних времен известны жителям Карелии. Об этом свидетельствует название мыса и близлежащей деревни на Онежском озере — Бесов Нос. Они получили свое имя благодаря одному из крупных рисунков: на камне изображено человекоподобное существо, похожее на беса.
Научные исследования онежских петроглифов начались в 1848 году, когда эти места посетил сотрудник Минералогического музея Санкт-Петербурга Константин Гревингк. В том же году учитель Петрозаводской гимназии Петр Швед написал о «рисунках на скалах» небольшую статью в местную газету. В начале ХХ века онежские петроглифы изучал шведский исследователь Густав Халльстрём.
В конце 1920-х годов музейные специалисты из Государственного Эрмитажа изъяли из природы часть наскального полотна с сюжетом «Крыша мира». Для этого им пришлось взорвать скалу. Петроглифы до сих пор экспонируются в этом музее. Обломок скалы привезли в Петрозаводск, в Карельский государственный краеведческий музей, в 1927 году. На этой плите вырезана лодка с людьми, олень, два глухаря и животное, которое не удалось определить. Эти петроглифы впоследствии легли в основу логотипа Национального музея Республики Карелия. Исследователи предполагают, что лодки с людьми на скалах — это «лодки мертвых», которые отправляются в другой мир. По другой версии, подобные изображения символизируют племя или семью.
В тридцатых годах ХХ века в Карелии работали экспедиции ленинградского археолога Владислава Равдоникаса и карельского археолога, этнографа и писателя Александра Линевского. Именно он открыл значительную группу петроглифов на Белом море. За свои открытия Линевский удостоен Государственной премии Карельской АССР. В 1970–1980 годах карельский археолог Юрий Савватеев обнаружил новые наскальные изображения в устьях рек Водлы и Черной, на острове Малый Гурий.
Сейчас в новой музейной экспозиции представлено уже три фрагмента плит с древними онежскими выбивками: коллекция пополнилась в 2009 году двумя обломками, обнаруженными археологической экспедицией Александра Жульникова на мысе Пери Нос. Группы петроглифов продолжают находить и в наши дни.
Научные исследования онежских петроглифов начались в 1848 году, когда эти места посетил сотрудник Минералогического музея Санкт-Петербурга Константин Гревингк. В том же году учитель Петрозаводской гимназии Петр Швед написал о «рисунках на скалах» небольшую статью в местную газету. В начале ХХ века онежские петроглифы изучал шведский исследователь Густав Халльстрём.
В конце 1920-х годов музейные специалисты из Государственного Эрмитажа изъяли из природы часть наскального полотна с сюжетом «Крыша мира». Для этого им пришлось взорвать скалу. Петроглифы до сих пор экспонируются в этом музее. Обломок скалы привезли в Петрозаводск, в Карельский государственный краеведческий музей, в 1927 году. На этой плите вырезана лодка с людьми, олень, два глухаря и животное, которое не удалось определить. Эти петроглифы впоследствии легли в основу логотипа Национального музея Республики Карелия. Исследователи предполагают, что лодки с людьми на скалах — это «лодки мертвых», которые отправляются в другой мир. По другой версии, подобные изображения символизируют племя или семью.
В тридцатых годах ХХ века в Карелии работали экспедиции ленинградского археолога Владислава Равдоникаса и карельского археолога, этнографа и писателя Александра Линевского. Именно он открыл значительную группу петроглифов на Белом море. За свои открытия Линевский удостоен Государственной премии Карельской АССР. В 1970–1980 годах карельский археолог Юрий Савватеев обнаружил новые наскальные изображения в устьях рек Водлы и Черной, на острове Малый Гурий.
Сейчас в новой музейной экспозиции представлено уже три фрагмента плит с древними онежскими выбивками: коллекция пополнилась в 2009 году двумя обломками, обнаруженными археологической экспедицией Александра Жульникова на мысе Пери Нос. Группы петроглифов продолжают находить и в наши дни.