Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Возникновение христианства»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Фрагмент саркофага

Время создания
Первая половина IV века
Место создания
Рим
Размер
27х56 см
Техника
Мрамор
1
Открыть в приложении
#2
Представленный фрагмент относится к раннехристианскому захоронению в катакомбах святой Агнесы в Риме.

Катакомбы — естественные или искусственные подземелья, состоящие из узких галерей, коридоров. В начале нашей эры, в период зарождения христианства (I–III вв.) использовались первыми христианами в качестве подземных кладбищ. Одна из крупнейших сетей катакомб была в Риме (более 60 катакомб, общей протяжённостью 150-170 км, с числом захоронений около 750 000). Начиная с IV в. катакомбы утрачивают своё значение и в V в. захоронения христиан в катакомбах прекратились. Останки святых и мучеников, к могилам которых совершали паломничества, были перенесены в различные церкви Рима, а сами катакомбы с огромным множеством менее ценных могил были заброшены и со временем забыты. Вновь открыты римские катакомбы были только во второй половине XVI в. Случайная находка катакомб в 1578 г. на Салярской дороге породила интерес к поиску других христианских кладбищ. Одним из наиболее известных исследователей стал Антонио Бозио (1575–1629), стараниями которого были в начале XVII в. обнаружены входы в 30 раннехристианских катакомб. Среди них были и катакомбы святой Агнесы. Они получили своё название от захоронения известной святой мученицы Агнесы (конец III — 304), останки которой ещё в IV в. перенесли в храм, построенный над самими катакомбами — базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура. Саркофаг, фрагмент которого представлен, был найден в катакомбах св. Агнесы при открытии их в начале XVII в. Антонио Бозио, извлечён и перенесён в церковь Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура. Была сделана и зарисовка этого саркофага, представленная в виде гравюры в книге Антонио Бозио «Roma Sotteranea» (1635 г.). Там же были указаны и размеры саркофага — 9 локтей в длину, 2 локтя в высоту (т.е. примерно 4 × 1 м). Дальнейшая судьба саркофага не прослеживается до XIX в. Предположительно в начале 1840-х гг. уже только фрагмент саркофага был приобретён в Риме в числе других антиков М. С. Воронцовым (1782–1856) — известным государственным и военным деятелем. До революции коллекция находилась во дворце Воронцовых в Алупке (Крым), а затем была национализирована и распределена по государственным музеям.

Фрагмент представляет собой верхнюю часть фриза. Саркофаг представлял собой типичный памятник христианского искусства первой половины IV в. Он относился к типу одноярусных фризов, имевших стандартный набор изображений. Чаще всего это были чудеса, совершённые Иисусом (Воскрешение Лазаря, исцеление слепого, исцеление расслабленного, чудо в Кане и т. д.) и сцены т. н. «петровского цикла» — апокрифические истории из жизни апостола Петра (Пётр высекает воду из скалы и крестит своих тюремщиков, арест Петра и т. д.). Однако взаиморасположение сцен не было фиксированным. Фигуры были изображены в полный рост. Представленный фрагмент — это верхняя часть фриза со сценой «Умножение хлебов и рыб». 

В Новом Завете упоминаются два отдельных, но очень похожих чуда о насыщении Христом множества народа, отличающиеся количеством хлебов и рыб, которые Иисус приумножил и количеством накормленных. Чудо пяти хлебов и двух рыб или Насыщение 5 000 людей (Мф. 14:13–21, Мк. 6:31–44, Лк. 9:10–17 и Ин. 6:5-15). Чудо семи хлебов и рыбок или Насыщение 4 000 людей (Мф. 15:32–39, Мк. 8:1-9).
а саркофаге композицию составляли 6 фигур (крайняя левая относилась к другой сцене) — 3 фигуры на первом плане, головы ещё трёх составляют задний план изображения. Все фигуры сильно повреждены.
#3
читать дальшескрыть

Фрагмент саркофага

Время создания
Первая половина IV века
Место создания
Рим
Размер
27х56 см
Техника
Мрамор
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%