Представленный фрагмент относится к раннехристианскому захоронению в катакомбах святой Агнесы в Риме.
Катакомбы — естественные или искусственные подземелья, состоящие из узких галерей, коридоров. В начале нашей эры, в период зарождения христианства (I–III вв.) использовались первыми христианами в качестве подземных кладбищ. Одна из крупнейших сетей катакомб была в Риме (более 60 катакомб, общей протяжённостью 150-170 км, с числом захоронений около 750 000). Начиная с IV в. катакомбы утрачивают своё значение и в V в. захоронения христиан в катакомбах прекратились. Останки святых и мучеников, к могилам которых совершали паломничества, были перенесены в различные церкви Рима, а сами катакомбы с огромным множеством менее ценных могил были заброшены и со временем забыты. Вновь открыты римские катакомбы были только во второй половине XVI в. Случайная находка катакомб в 1578 г. на Салярской дороге породила интерес к поиску других христианских кладбищ. Одним из наиболее известных исследователей стал Антонио Бозио (1575–1629), стараниями которого были в начале XVII в. обнаружены входы в 30 раннехристианских катакомб. Среди них были и катакомбы святой Агнесы. Они получили своё название от захоронения известной святой мученицы Агнесы (конец III — 304), останки которой ещё в IV в. перенесли в храм, построенный над самими катакомбами — базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура. Саркофаг, фрагмент которого представлен, был найден в катакомбах св. Агнесы при открытии их в начале XVII в. Антонио Бозио, извлечён и перенесён в церковь Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура. Была сделана и зарисовка этого саркофага, представленная в виде гравюры в книге Антонио Бозио «Roma Sotteranea» (1635 г.). Там же были указаны и размеры саркофага — 9 локтей в длину, 2 локтя в высоту (т.е. примерно 4 × 1 м). Дальнейшая судьба саркофага не прослеживается до XIX в. Предположительно в начале 1840-х гг. уже только фрагмент саркофага был приобретён в Риме в числе других антиков М. С. Воронцовым (1782–1856) — известным государственным и военным деятелем. До революции коллекция находилась во дворце Воронцовых в Алупке (Крым), а затем была национализирована и распределена по государственным музеям.
Фрагмент представляет собой верхнюю часть фриза. Саркофаг представлял собой типичный памятник христианского искусства первой половины IV в. Он относился к типу одноярусных фризов, имевших стандартный набор изображений. Чаще всего это были чудеса, совершённые Иисусом (Воскрешение Лазаря, исцеление слепого, исцеление расслабленного, чудо в Кане и т. д.) и сцены т. н. «петровского цикла» — апокрифические истории из жизни апостола Петра (Пётр высекает воду из скалы и крестит своих тюремщиков, арест Петра и т. д.). Однако взаиморасположение сцен не было фиксированным. Фигуры были изображены в полный рост. Представленный фрагмент — это верхняя часть фриза со сценой «Умножение хлебов и рыб».
В Новом Завете упоминаются два отдельных, но очень похожих чуда о насыщении Христом множества народа, отличающиеся количеством хлебов и рыб, которые Иисус приумножил и количеством накормленных. Чудо пяти хлебов и двух рыб или Насыщение 5 000 людей (Мф. 14:13–21, Мк. 6:31–44, Лк. 9:10–17 и Ин. 6:5-15). Чудо семи хлебов и рыбок или Насыщение 4 000 людей (Мф. 15:32–39, Мк. 8:1-9).
а саркофаге композицию составляли 6 фигур (крайняя левая относилась к другой сцене) — 3 фигуры на первом плане, головы ещё трёх составляют задний план изображения. Все фигуры сильно повреждены.
Катакомбы — естественные или искусственные подземелья, состоящие из узких галерей, коридоров. В начале нашей эры, в период зарождения христианства (I–III вв.) использовались первыми христианами в качестве подземных кладбищ. Одна из крупнейших сетей катакомб была в Риме (более 60 катакомб, общей протяжённостью 150-170 км, с числом захоронений около 750 000). Начиная с IV в. катакомбы утрачивают своё значение и в V в. захоронения христиан в катакомбах прекратились. Останки святых и мучеников, к могилам которых совершали паломничества, были перенесены в различные церкви Рима, а сами катакомбы с огромным множеством менее ценных могил были заброшены и со временем забыты. Вновь открыты римские катакомбы были только во второй половине XVI в. Случайная находка катакомб в 1578 г. на Салярской дороге породила интерес к поиску других христианских кладбищ. Одним из наиболее известных исследователей стал Антонио Бозио (1575–1629), стараниями которого были в начале XVII в. обнаружены входы в 30 раннехристианских катакомб. Среди них были и катакомбы святой Агнесы. Они получили своё название от захоронения известной святой мученицы Агнесы (конец III — 304), останки которой ещё в IV в. перенесли в храм, построенный над самими катакомбами — базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура. Саркофаг, фрагмент которого представлен, был найден в катакомбах св. Агнесы при открытии их в начале XVII в. Антонио Бозио, извлечён и перенесён в церковь Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура. Была сделана и зарисовка этого саркофага, представленная в виде гравюры в книге Антонио Бозио «Roma Sotteranea» (1635 г.). Там же были указаны и размеры саркофага — 9 локтей в длину, 2 локтя в высоту (т.е. примерно 4 × 1 м). Дальнейшая судьба саркофага не прослеживается до XIX в. Предположительно в начале 1840-х гг. уже только фрагмент саркофага был приобретён в Риме в числе других антиков М. С. Воронцовым (1782–1856) — известным государственным и военным деятелем. До революции коллекция находилась во дворце Воронцовых в Алупке (Крым), а затем была национализирована и распределена по государственным музеям.
Фрагмент представляет собой верхнюю часть фриза. Саркофаг представлял собой типичный памятник христианского искусства первой половины IV в. Он относился к типу одноярусных фризов, имевших стандартный набор изображений. Чаще всего это были чудеса, совершённые Иисусом (Воскрешение Лазаря, исцеление слепого, исцеление расслабленного, чудо в Кане и т. д.) и сцены т. н. «петровского цикла» — апокрифические истории из жизни апостола Петра (Пётр высекает воду из скалы и крестит своих тюремщиков, арест Петра и т. д.). Однако взаиморасположение сцен не было фиксированным. Фигуры были изображены в полный рост. Представленный фрагмент — это верхняя часть фриза со сценой «Умножение хлебов и рыб».
В Новом Завете упоминаются два отдельных, но очень похожих чуда о насыщении Христом множества народа, отличающиеся количеством хлебов и рыб, которые Иисус приумножил и количеством накормленных. Чудо пяти хлебов и двух рыб или Насыщение 5 000 людей (Мф. 14:13–21, Мк. 6:31–44, Лк. 9:10–17 и Ин. 6:5-15). Чудо семи хлебов и рыбок или Насыщение 4 000 людей (Мф. 15:32–39, Мк. 8:1-9).
а саркофаге композицию составляли 6 фигур (крайняя левая относилась к другой сцене) — 3 фигуры на первом плане, головы ещё трёх составляют задний план изображения. Все фигуры сильно повреждены.