Николай Федорович Ватутин пропагандировал перед своим составом здоровый образ жизни, показывая это личным примером. Даже зимние морозы не были преградой для оздоровительных процедур и занятия спортом.
Человек военный в полном смысле этого слова и в лучших его проявлениях — своими заслугами никогда не хвалился, относя все успехи на счет вверенных ему войск.
Эспандер (от лат. expando — распростираю, растягиваю) — группа спортивных тренажёров, упражнения с которыми основаны на упругой деформации. Упругий элемент или их группа, обеспечивающая нагрузку при противодействии движению, могут быть пружинные, резиновые или изготавливаться из других эластичных материалов.
Тренировки с эспандером, как правило, направлены на небольшие группы мышц, относятся к так называемым изолируемым (изолирующим) упражнениям.
Кистевой эспандер — разновидность тренажеров эспандеров, предназначенных для развития мышц предплечий. Результатом занятий с кистевыми эспандерами является увеличение силы хвата и объёмов мышечной системы предплечий. «Закрыть» кистевой эспандер — это значит сжать его одной рукой с некой начальной позиции до касания противоположными сторонами (концами ручками, серединами верхней и нижней частей резинового кольца). Причём начальных позиций может быть несколько, и начальная позиция важна.
Николай Фёдорович Ватутин родился 16 декабря 1901 г. в селе Чепухино (ныне село Ватутино Валуйского района Белгородской области) Воронежской губернии в многодетной крестьянской семье. Кроме Николая, в семье было ещё 8 детей. С детства будущий генерал стремился к знаниям и настойчиво овладевал ими. Николай окончил сельскую школу первым учеником, затем с отличием двухклассное земское училище в г. Валуйки. Успешно сдал вступительные экзамены и поступил в коммерческое училище в городе Уразово, учился прилежно, получая от земства небольшую стипендию. В коммерческом училище Николай Ватутин смог учиться только четыре года, потом стипендию выплачивать перестали, и он был вынужден вернуться в родное село.
Вернувшись домой, Николай устроился работать в волостное правление. После установления советской власти в селе, Николай, подросток 16-ти лет, как один из самых грамотных, помогал крестьянам в разделе помещичьей собственности. Николаю Ватутину еще не исполнилось и девятнадцати лет, когда он вступил в ряды Красной Армии. В сентябре 1920 г. принял боевое крещение, участвуя в боях с махновцами в районах Луганска и Старобельска, проявил себя смелым, находчивым бойцом. В 1922 г. Н. Ватутин окончил с отличием Полтавскую пехотную школу, одновременно участвуя в боях против кулацких банд.
После окончания пехотной школы Ватутина назначают командиром отделения стрелкового полка, затем — командиром взвода. Николай Ватутин совершенствует свои военные знания, в 1924 г. он оканчивает Киевскую высшую объединенную военную школу. Затем Николай Фёдорович продолжил образование в 1926–1929 гг. в Военной академии им. М.В. Фрунзе. После окончания академии Ватутина направили в штаб стрелковой дивизии в городе Чернигове, а с 1931 г. он становится начальником штаба горно-стрелковой дивизии, которая располагалась в городе Орджоникидзе. После двухлетней службы начальником штаба он был еще раз направлен в Академию им. М.В. Фрунзе на оперативный факультет, который окончил в 1934 г. А в 1937 г. Ватутин окончил Военную академию Генштаба.
Труд и военный талант делали свое дело, Ватутин успешно продвигался по служебной лестнице. В 1938 г. полковник Ватутин Н.Ф. назначается начальником штаба Киевского особого военного округа, затем командиром корпуса.
В августе 1940 г., когда вместо Шапошникова Б.М. начальником Генерального штаба стал генерал армии Мерецков К.А., Ватутина Н.Ф. переводят на работу в Генеральный штаб в качестве начальника Оперативного управления, затем назначают 1-м заместителем начальника штаба. Маршал Жуков Г.К. в книге «Воспоминания и размышления» написал о Ватутине: «Чувство ответственности за порученное дело было у него развито чрезвычайно. Обладал завидной способностью коротко и ясно излагать свои мысли. Отличался исключительным трудолюбием и широтой оперативно-стратегического мышления».