В 1911–1912 годах на месте, где сейчас расположен посёлок Голышманово, среди лесов и болот прошла железная дорога Москва — Владивосток. В эти годы в посёлке был выстроен железнодорожный вокзал, водонапорная башня для заправки паровозов водой, четыре кирпичные казармы для рабочих и пакгауз. Станция называлась Голышманово.
Водонапорная башня
Голышмановская водонапорная башня была построена в 1911–1913 годах. И это одно из самых красивых сооружений такого типа на Тюменском участке дороги. Ее высота — 25 метров.
Краснокирпичное столпообразное цилиндрическое сооружение в пять разновысоких ярусов расчленено арочными окнами и межъярусными карнизными поясами. Расширенный в основании нижний ярус обработан крупным горизонтальным рустом. По мере повышения объема башня чуть сужается кверху, одновременно облегчаются и ее архитектурные элементы. Венчает башню небольшой деревянный барабан-фонарик с резным карнизом».
Внутри нее смонтирована изящная винтовая лестница, снаружи установлена мемориальная доска с эмблемой путейщиков — перекрещенные топор и якорь.
Голышмановская водонапорная башня предназначалась для заправки паровозов. Вода поступала с р. Емец, где была построена насосная станция. Внутри башни расположена металлическая лестница. Прежнее инженерное оборудование не сохранилось. В настоящее время башня не эксплуатируется. Принадлежит ОАО «Российские железные дороги». Является памятником архитектуры.
Водонапорная башня — простейшее сооружение в системе водоснабжения для регулирования напора и расхода воды. Подобные устройства известны человечеству на протяжении нескольких столетий. Первые башни строили из кирпича, иногда из дерева, позже появились железобетонные и башни из стальных листов. Обычно водонапорная башня состоит из резервуара для воды цилиндрической формы и опоры, на которой он установлен. Высота башни может достигать 25–30 метров.
Голышмановский краеведческий музей
Водонапорная башня
